27.01.2020

Выйти за край… коня…

Минувшим воскресным вечером в Добролюбовке состоялся необычный литературный музыкальный спектакль "Край коня". К зрителям прорывался голос поэта Александра Введенского (1904–1941) в сопровождении эха его времени – железного века, чья безжалостная поступь болезненно отозвалась в судьбах многих авторов, не признававших в искусстве проторенных путей.

Творческая судьба представителя поэтического авангарда 20–30-х, активного участника объединения ОБЭРИУ была явлена посредством гармоничного взаимодействия художественных и технических средств XXI века.

Документальные тексты, состоящие из дневников, протоколов допроса, воспоминаний, прощальной записки и других материалов, воспринимающиеся и спустя десятилетия чрезвычайно остро и болезненно, из уст историка Михаила Копицы звучали не как отстраненные биографические факты, но создавали эффект присутствия и погружения в события прошлого.

Виктор Тяпков и Мария Балашева с помощью бумаги, пера, туши и ножниц  творили видеоперфоманс, делающий спектакль уникальным, существующим только здесь и сейчас, позволивший зримо ощутить ритм и хрупкость поэтического слова героя спектакля.

Шумы времени Введенского, удачно выловленные из толщи какофонии звуков вселенной, стали доступны нам сегодняшним благодаря искусству Сергея Жигальцова.

Под аккомпанемент гуслей Михаила Герасимова прозвучали песни, написанные на стихи Введенского.

Спектакль был заявлен как попытка представить "ощущение бессвязности мира и раздробленности времени", которое переживал Александр Введенский, создать своеобразную реконструкцию его причудливого поэтического мира. Попытку предлагаем считать удачной! Трудно себе представить более настроенческой истории. Спектакль был сделан в ч/б формате, что позволило максимально отчетливо, не отвлекаясь на второстепенное, расставить смысловые акценты. Благодаря видеоартперформансу зрителям удалось заглянуть и за "край коня", и по-настоящему услышать большого поэта, восклицавшего в 34-м: "...Мне страшно что я неизвестность, мне жалко что я не огонь".

"Стихотворение – это дверь: она либо открывается для тебя, либо не открывается", – высказался о сути поэзии наш современник, ведущий радиопрограммы "Поэтический минимум" Александр Воденников. Участники спектакля максимально помогли каждому заглянуть за эту дверь. Зрители ушли растревоженными и умом, и сердцем.

Контактная информация Отдел литературы по искусству

вернуться на предыдущую страницу