30.05.2019

Затерянные во льдах

Прошло больше века с того дня, когда 28 июля 1912 года из Петербурга вышла парусно-паровая шхуна "Св. Анна". Началась арктическая экспедиция под руководством лейтенанта флота Георгия Львовича Брусилова, бесследно исчезнувшая во льдах Арктики в 1914 году.

В начале XX века во всем мире возрос необычайный интерес к Арктике и полюсам Земли. Полярные экспедиции Ф. Нансена, Р. Пири, Р. Амундсена и Р. Скотта вызвали в России большой общественный интерес. В этой атмосфере Георгий Брусилов (так же, как Г. Седов и В. Русанов) и решил предпринять собственную арктическую экспедицию с целью прохода Северным морским путем – впервые под российским флагом.

Георгий Брусилов родился 31 мая 1884 года в семье потомственных военных. Его отец – военный моряк Лев Алексеевич Брусилов (1857–1909), уроженец Тифлиса, впоследствии вице-адмирал, создатель и первый начальник Морского Генерального штаба, брат прославленного генерала А.А. Брусилова.

После учебы в Морском корпусе Георгий Брусилов участвовал в Русско-японской войне 1904–1905 гг. Принял участие в гидрографической экспедиции на ледокольном пароходе "Вайгач" по изучению Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). Здесь пробудился его интерес к Северу, понимание важности Северного морского пути для развития экономики России.

Задача экспедиции Георгия Брусилова – впервые под российским флагом пройти по Северному Ледовитому океану от Архангельска до Владивостока за одну навигацию и доказать возможность регулярного плавания в арктических водах, вести постоянные гидрометеорологические наблюдения на всем пути…

Шхуна "Св. Анна" была оснащена гораздо лучше двух других российских экспедиций того времени. Комфортабельные каюты отапливались паром, в носовой части находились две гарпунные пушки. Прогнозы в период отправления "Св. Анны" были вполне оптимистичны: "Корабль прекрасно приспособлен для сопротивления давлению льдов и в случае последней крайности может быть выброшен на поверхность льда,"  – с восторгом писала газета "Новое время".

В 6 утра 4 сентября 1912 года, пройдя короткий путь по Югорскому шару, шхуна вошла в Карское море. К октябрю "Св. Анна" проделала путь до Ямала и там, в восьми милях от берега, была зажата льдами, а затем вмерзла в них и вместе со льдом начала дрейфовать на север. Весной 1914 года, когда судно находилось уже севернее Земли Франца-Иосифа, штурман корабля Валериан Альбанов и 13 членов корабля решили покинуть его. В живых остались Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад. Они встретились с экспедицией Седова на мысе Флора через три месяца.

Судьба "Св. Анны" – одна их самых сложных загадок в истории отечественных полярных исследований, и хотя шансы установить истину с годами уменьшаются, тайна исчезновения судна продолжает волновать умы людей и рождает красивые легенды.

Подвиг во имя Родины Георгия Седова и Георгия Брусилова, подвиг во имя закрепления за Россией необозримых арктических просторов создал яркий образ капитана Ивана Львовича Татаринова – героя замечательного романа Вениамина Каверина "Два капитана", в котором слились два Георгия, отдавших свои жизни во имя будущих поколений.

На книжной выставке  "Затерянные во льдах" представлены книги, а также журнальные публикации о судьбе Г.Л. Брусилова и его последней экспедиции на "Св. Анне". Несомненный интерес вызовут редкие издания из фонда «Раритет», которые можно увидеть в экспозиции. Среди них книга В.И. Альбанова "На юг к земле Франца Иосифа!" (Петроград, 1917). Благодаря штурману Альбанову мир узнал, что происходило с попавшей в 1912 году в ледовый плен "Св. Анной" и ее экипажем.

В 1915 году в Петрограде был напечатан отчет главы гидрометеорологической части Л.Л. Брейтфуса "Северные полярные экспедиции 1912 года и их поиски. Обзор деятельности экспедиций: старшего лейтенанта Седова, лейтенанта Брусилова, геолога Русанова и лейтенанта Шредер-Штранца". В отчете подробно изложены цели и задачи экспедиций, которые предстояло найти, приводились данные об их составе, снаряжении, арктических маршрутах, значении. Весь документ пропитан надеждой на позитивные результаты. Описано прекрасное снаряжение поисковых судов, которые были снабжены новейшим оборудованием и даже беспроволочным телеграфом.

Выставка будет работать до конца июня.

Контактная информация Отдел краеведения "Русский Север".

вернуться на предыдущую страницу