29.07.2019

«Эпоха» локальных открытий: как это было

Спеши совершить открытие – эта идея стала ключевой для творческого эксперимента, проводимого в Добролюбовке каждый четверг в июле с 18:00 до 20:00. Придя в библиотеку, человек мог попробовать себя в чём-то новом, пообщаться с интересным героем, найти неожиданное хобби. Одним словом, ступить на terra incognita. Очень ёмко высказался легендарный уличный фотограф Анри Картье-Брессон: "Я верю, что с открытием окружающего мира происходит открытие себя". Мы постарались воплотить эту идею в жизнь! 

Каждая летняя встреча была посвящена определённой теме. Гости Добролюбовки расшифровывали загадочное слово – посткроссинг, рисовали акварельную совушку под руководством художницы Инги Пальцер, танцевали латино-американскую зумбу в библиотеке с инструктором из Доминиканской республики, находили те самые книги на лето, успевали сразиться в шоколадной викторине, беседовали с удивительными жителями Архангельска. 

Во время заключительной встречи в Добролюбовке мы говорили об улице. Вначале вечера попытались к ней прислушаться. Получилась почти медитация на Набережной! Речной ветер, мягкое полуденное солнце и мелодии пластинок из фонда отдела литературы по искусству

«Вся ценность виниловых пластинок – в их живом, тёплом звучании, но интересны и другие их особенности. Самый распространенный, классический цвет большинства пластинок – это черный. Но в 1952 году Апрелевский завод начал выпускать цветной винил. Однако вскоре производство цветной пластмассы прекратили, вернувшись к нему только в середине 70-х. Интересно, что в фонде Добролюбовки есть оранжевая и сиреневая пластинки!» – рассказала библиотекарь Екатерина Попова
Также она поделились любопытными историями о дизайне обложек самых известных пластинок. Например, о знаменитом переходе на лондонской улице и группе «The Beatles». Эта обложка стала одной из самых узнаваемых в истории музыкальной индустрии, породила бесчисленное количество подражаний и пародий. 

Мир улицы удивительно монтажен. В один момент здесь происходит несколько историй. Как успеть поймать их и не спугнуть счастливую случайность кадра? Об этом и не только рассказывал художник-фотограф Архангельского филиала Всероссийского художественно-научного реставрационного центра им. Грабаря Иван Митюшёв. «Начать можно с малого. Пока не фотографировать, а просто смотреть по сторонам. Искать интерес к внешнему миру, быть честным с собой, не гнаться за шедеврами. Посмотреть на всё как турист», – поделился гость библиотеки. 

Можно, например, постоять тридцать минут на автобусной остановке. Люди будут приезжать и уезжать, а вы останетесь и вскоре привыкнете к общественному месту как к своему дому. Если говорить о съёмке портретов, то тут стоит быть храбрым. По словам Ивана, либо удаётся договориться с человеком, даже подружиться, либо приходится быстро убегать. Однажды во время уличной съёмки недоброжелательные герои нагло присвоили карту памяти фотоаппарата Ивана. Этот случай всегда как светофор на пути у стрит-фотографа: на агрессию отвечать агрессией никогда не стоит. 

А вот что точно стоит – экспериментировать! Важно создавать почти «магический реализм». Сочетать линии, формы, цвета, игру теней, планы, креативные композиционные решения, эмоции людей. Порой делать случайные кадры, не смотреть в объектив, доверяться интуиции. Тем самым воспроизводить эффект, когда «ёкает». Этот глагол Иван Митюшёв произнес не единожды. Хорошо, если «ёкает» и у визуального художника, и у зрителя. Тогда получается удачный снимок, он приглашает к сопереживанию, будто переносит в атмосферу пойманного момента. 

В завершение беседы гостю Добролюбовки, пожалуй, удалось вывести формулу интересной уличной фотографии. Искать вдохновение всюду (читать книги, смотреть фильмы – Иван упомянул ленту А. Тарковского «Андрей Рублёв» с его графичностью кадров), практиковаться (пусть архивы пополняются) и, конечно, любить свой город. Он ведь как ребёнок: живёт, развивается, что-то исчезает с его карты (например, шхуна «Запад», которая осталась на снимках Ивана), взамен появляется что-то новое. И нужно успеть схватить момент! 

Традиционно во время встречи летним вечером состоялся книжный обзор «Читай со вкусом». Его провела заведующая Региональным центром книги Галина Титова. Истории оказались очень интригующими. В романе Лили Кинг «Эйфория» путешествие трех ученых-антропологов в Новую Гвинею оборачивается научным соперничеством и любовным треугольником, а их вторжение в хрупкий, непонятный и непривычный мир другой культуры – настоящей драмой. 
Истории семи героев романа Владимира Медведева «Заххок» разворачиваются на Памире, на фоне гражданской войны в Таджикистане в начале 1990-х годов. Документально-историческое исследование историка и этнолога Юрия Слезкина «Дом правительства. Сага о русской революции» основано на биографиях обитателей знаменитого Дома на набережной. В сборнике «Как мы пишем» современные отечественные писатели разных поколений, разных мировоззрений, направлений и традиций высказались в вольной форме о времени, о литературе, о себе. 

На протяжении всего вечера в пространстве маленькой аллеи на Набережной была открыта фотосушка. Жители могли поделиться своими снимками о жизни Архангельска. В следующий раз мы постараемся привлечь больше участников к выставке под открытым небом! 

Благодарим всех гостей библиотеки за отзывчивость, чувство юмора, вдохновение, новые знания и впечатления! Задумывая наши встречи летним вечером, мы вдохновлялись мировыми первопроходцами. И рискнули амбициозно провозгласить эпоху (пусть не великих географических, но очень нужных) локальных открытий. Надеемся, что каждый, кто пришёл в Добролюбовку вечером в четверг в июле, отыскал для себя что-то особенное.

Контактная информация Отдел библиотечного развития

вернуться на предыдущую страницу