1 марта 2020 г.

110 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Клебанова (1910–1942), летчика, первооткрывателя воздушных трасс Ненецкого автономного округа

Самуил Яковлевич Клебанов родился 1 марта 1910 года в городе Орша (Беларусь).

Учился он в школе первой ступени, которая затем была преобразована в семилетнюю трудовую. С раннего детства стал проявлять интерес к технике, увлекался парашютным спортом и авиамоделизмом, одним из первых записался в школе в клуб "Воздухофлот".

В 1925 году Самуил Яковлевич вместе с семьей переехал в Ленинград. Он стал посещать планерную станцию при Ленинградском аэроклубе: "Под руководством и по чертежам студента Политехнического института Олега Антонова, будущего конструктора знаменитых "АНов", в заброшенном сарае юные авиаторы за год построили планер ОКА-3 и на нем стали учиться летать".

В 1929 году Самуил Яковлевич стал победителем шестых Всесоюзных соревнований планеристов в Коктебеле. Он окончил летную школу Осоавиахима, затем – Балашевскую объединенную авиашколу ГВФ.

В конце 1935 года было признано необходимым организовать в Нарьян-Маре авиаслужбу для связи с отдаленными районами, оленеводческими совхозами, рыбными становищами и островными территориями. Молодой летчик Самуил Яковлевич Клебанов и его опытный коллега Виталий Владимирович Сущинский перегнали из Архангельска в Нарьян-Мар два самолета. За период 1935–1936 гг. они открыли и освоили в Ненецком национальном округе восемь воздушных линий протяженностью почти 2470 километров.

В 1937 году Самуила Яковлевича отозвали в Архангельск, где он стал работать пилотом-инструктором 33-го авиаотряда, а в 1940 году перевели в Ленинград. В 1941 году его назначили командиром корабля во вновь формируемый 212-й отдельный дальнебомбардировочный авиаполк.

Писатель Вениамин Каверин отметил, что многие черты Самуила Яковлевича воплотились в романе "Два капитана" в образе Сани Григорьева: "С летчиком Клебановым меня познакомил в Ленинграде писатель Лев Успенский. Самуил Яковлевич был тогда шеф-пилотом Ленинградского управления гражданской авиации <…> Писателю редко удается встретить своего героя в его вещественном воплощении, но первая же наша встреча показала мне, что его биография, его надежды, его скромность и мужество в полной мере укладываются в тот образ, каким я представлял себе в дальнейшем (во втором томе) моего героя Саню Григорьева".

За мужество и отвагу, проявленные в боях в Великую Отечественную войну, Самуил Яковлевич был награжден орденами Ленина и Красного Знамени. "Последний свой боевой вылет он совершил 15 апреля 1942 г. В этот день в неравном воздушном бою экипаж Самуила Яковлевича Клебанова геройски погиб".

Источник: Сайт "Электронная краеведческая библиотека "Русский Север"

вернуться на предыдущую страницу