07.10.2018

"Личные истории раритетов Добролюбовки"

Цикл встреч "Неизвестная Добролюбовка" посвящен 185-летию библиотеки. 

Главная цель наших встреч – приоткрыть тайны, разгадать загадки, провести даже целое расследование, дать возможность нашим читателям взглянуть на историю библиотеки по-новому. 

В дни юбилея Добролюбовки, 6 октября состоялась шестая встреча из цикла "Неизвестная Добролюбовка" под названием "Личные истории раритетов Добролюбовки".  Участники встречи послушали историю о фонде старейшей библиотеки на Севере, о ее раритетах.

Под определением "раритеты" мы подразумевали не только нечто "старинное", но и ценное с художественной и исторической точки зрения. За время своего существования библиотека собрала в своем фонде и сохранила для читателей уникальные издания, ставшие зеркалом истории и культуры нашей страны. Среди них есть и оформленные известными русскими графиками ХХ века, представителями самых разных направлений искусства.

Их истории и "портреты" мы раскрывали на встрече. Они складывались из множества составляющих: обстоятельств создания; биографий авторов и оформителей, событийного контекста времени; надписей, помет и иллюстраций… 

Вот книга Леонида Андреева "Царь Голод" 1908 года издания в оформлении известного русского художника Евгения Лансере, члена объединения "Мир искусства". Евгений Лансере прославился в первую очередь как книжный график. Им оформлены десятки изданий - книг, альманахов, журналов. Первым среди русских художников Евгений Лансере стал выполнять постраничный макет оформления книги, создавая стройную гармонию графических элементов. Гости встречи могли в деталях на примере книги Андреева рассмотреть, как работал художник.

Это уникальное издание с фантастическими иллюстрациями когда-то принадлежало контр-адмиралу Сергею Андреевичу Посохову, который в годы Первой мировой войны был назначен командующим Морскими силами Северного Ледовитого океана. В декабре 1916 года он прибыл в Архангельск, и привез с собой часть личной библиотеки. После революции С. А. Посохов эмигрировал в Париже, где жил  до своей кончины. Видимо, приняв решение уехать за границу, он тщательно упаковал книги. Подготовленные к отправке, они были помещены на временное хранение в складские помещения таможни, откуда попали в библиотеку, когда в начале 20-х стали освобождать складские помещения Архангельской таможни от невостребованных грузов.

Это лишь одна из историй, прозвучавших на встрече. А были и другие - о том, как ценнейшие издания попали в наш фонд, о людях, чья судьба связана с ними, об интересных фактах создания книг. И все это в контексте истории русской книжной графики ХХ века.

На выставке собраны издания, оформленные мастерами русской книжной графики, среди них образцы книжного оформления начала ХХ века, а также 30-х годов и периода оттепели, парадные фотокниги страны Советов; издания, оформленные художниками московской и ленинградской школ; проиллюстрированные членами "Мира искусства" и футуристами… Это раритеты Добролюбовки, о которых мы готовы рассказать потрясающие истории!

Познакомиться с книгами можно на выставке "Художник и книга".

Контактная информация Отдел литературы по искусству