Вот пришел великан...

В это издание вошли две повести известного писателя-фронтовика Константина Воробьева, которому при жизни не везло с публикациями произведений. Константин Воробьев был участником обороны Москвы 1941 года, попал в плен – и прошел через лагеря, в том числе в Саласпилсе, Каунасе и Паневежисе, дважды бежал и в итоге возглавил в Литве «самочинный» партизанский отряд из бывших военнопленных. Автобиографическую повесть о пережитом в плену «Это мы, Господи!» он написал за 30 дней, на чердаке в литовском городе Шауляй, когда возглавляемая Воробьевым группа партизан вынуждена была уйти в подполье.

«Шли обозленные на бездорожье, на русскую зиму, на советские самолеты, штурмующие запруженные дороги. А злоба вымещалась на голодных, больных, измученных людях... В эти дни немцы не били пленных. Только убивали!
Убивали за поднятый окурок на дороге.
Убивали, чтобы тут же стащить с мертвого шапку и валенки.
Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе.
Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах.
Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятерками, а большими этапными группами, целыми сотнями — из пулеметов и пистолетов-автоматов!
».

В 1946 году рукопись была предложена журналу «Новый мир», но страшная правда о войне не вписывалась в одобренный «героический» дискурс военной прозы, и автору было отказано. Это произведение в 1986 году в архиве журнала случайно нашла аспирантка, и в это же году повесть увидела свет в «Нашем современнике» (автора к тому времени уже не было в живых).

Другая повесть сборника — «Вот пришел великан...» — была опубликована в 1971 году. Она была замечена сразу и считается лучшим его произведением о любви. Главный герой объездил полмира матросом на рыболовецком траулере, чтобы исполнить мечту: заработать денег, сесть и написать книгу. Но законченный роман приносит предсказуемые отказы от издательств и… внезапную встречу с главной женщиной его жизни. Но женщина оказывается – замужней, чистая и светлая любовь – беззаконной, а обстоятельства и обывательское ханжество общества – непреодолимыми…

«Я сказал ей, чтобы она не являлась на этот суд над нами и шла домой сейчас же.
— А ты сам? А ты сам куда?
Ей немного не хватало до обморока, и я вдруг будто со стороны увидел, как некрасива, мелка и тщедушна фигурка этой полуживой от страха женщины с седеющей головой на нервной тонкой шее, похожей на ручку контрабаса, и как смешно и бессмысленно всё то, что готовится нынче к шести часам вечера ей и мне.
— Вот пришел великан. Большой, большой великан. Такой смешной, смешной. Вот пришёл он и упал, — сказал я ей. Всю нашу жизнь — нашу жизнь! — я говорил ей эти слова, когда ничего другого нельзя было придумать
».

Воробьев, Константин Дмитриевич 

Вот пришел великан... : повести : [16+] / Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, печ. 2024. - 349, [1] с. ; 22. - (Предметы культа). - ISBN 978-5-17-157643-1

Инв. номер: 1541168 - ОБО

Заказать книгу в электронном каталоге (авторизация по номеру читательского билета)