12+

Литературный гид (12+)

Обзор
11 мая
18:00
Вконтакте

В мае, на заключительном онлайн-обзоре перед летним сезоном, Екатерина Попова расскажет о серии книг под названием «Истории о театре».

Серия была выпущена издательством «Арт Волхонка». Они издают книги по искусству: это отдельные монографии, сборники и выставочные каталоги, популярные познавательные серии для детей и взрослых, посвященные истории театра, музыки, пластических искусств, а также репринтные издания 1920–1930-х годов, эпохи расцвета русского книжного авангарда. Особое направление – книги для детей. Авторы – искусствоведы, художники, музыканты – легко и доступно рассказывают юным читателям о том, что увлекает их самих.

Серия книг издательства «Арт Волхонка» «Истории для театра» знакомит своих читателей с особыми произведениями. Биография некоторых знаменитых театров началась с инсценированных волшебных историй. Оформлением постановок занимались замечательные мастера. Их эскизы костюмов и декораций имеют особую ценность. Все эти спектакли были поставлены в начале XX века, записей спектаклей нет, поэтому книги помогают нам представить, как выглядели эти постановки, как к ним готовились, помогают увидеть работу режиссеров и художников, а также актеров на сцене.

Первая книга рассказывает о невероятном спектакле «Принцесса Брамбилла», который был поставлен Александром Таировым в 1920м году.

Премьера «Принцессы Брамбиллы» состоялась 4 мая 1920 года в московском Камерном театре. Тогда театр был очень реалистичным, классическим и этот спектакль стал чем-то невообразимым, беззаботным и волшебным, т.к. он объединил в себе и фантазию и юмор. На первое место в спектакле выходила магия превращений, карнавал, яркие краски, одним словом – игра. Актеры пели, танцевали, показывали фокусы.

Большой успех спектакля был и заслугой армянского художника Георгия Якулова, он был хорошо знаком с режиссером Таировым. Якулов придумал и нарисовал волшебный мир, сочиненный Гофманом. Сцена представляла собой яркое зрелище. Разноцветная основная декорация дополнялась мобильными ширмами и выгородками. Художник должен был не только нарисовать костюм, а показать образ героя. В этом костюме актеру должно быть удобно двигаться по сцене, бегать, прыгать.

У актеров были яркие маски и грим, придуманные художником. В спектакле были задействованы и ростовые куклы, которые были созданы специально для этого театра.

Второе издание рассказывает о легендарной постановке «Федра», премьера которой состоялась 8 февраля 1922 года в Московском камерном театре под руководством Александра Таирова. Начинается книга с самого произведения драматурга Жана Расина в переводе Брюсова.

Таиров сделал необыкновенный спектакль, который и сейчас выглядел бы современным и авангардным. Если основным законом «Брамбиллы» была танцевальная легкость, то основным законом таировской «Федры» стала тяжесть. Трагедию чувствовалась во всем: в цвете, голосе, жестах, мимике.

Оформлял спектакль Александр Веснин, художник и в первую очередь архитектор. На эскизах сцены и костюмов это заметно: геометрические формы, линии. Его костюмы, пышные и сложные, оставляли открытыми руки и ноги актеров, не сковывая движения актеров. А головные уборы представляли собой впечатляющие сооружения, похожие на шлемы.

Узнать о других книгах, рассказывающих о спектаклях «Принцесса Турандот» и «Синяя птица», вы сможете из онлайн-обзора.

До встречи 11 мая в 18.00 в социальной сети ВКонтакте Добролюбовки.

Контактная информация: Отдел библиотечного обслуживания