Мероприятия для школьников
Добролюбовка предлагает культурно-просветительские мероприятия разных форм и тематики для учащихся школ г. Архангельска.
Заявки на мероприятия принимаются по электронной почте abonement@aonb.ru и по телефонам:
+79643027708 (отдел библиотечного обслуживания, Урицкого,1),
+79216728827 (Попова Екатерина Геннадьевна),
+79110583103 (Удодова Анна Викторовна).
КРАЕВЕДЕНИЕ
• Море - наше поле: тематический урок (7-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о быте и культуре поморов
• Северный кормщик слова: жизнь и творчество Бориса Шергина: беседа (7-11 кл.)»
По-разному величали его при жизни: замечательным советским писателем, поэтической душой Севера, волшебником русской речи, сказителем, самобытным, ни на кого не похожим писателем. На встрече вы познакомитесь с жизнью и творчеством Бориса Викторовича Шергина.
• Чародей Севера: страницы жизни Степана Писахова: беседа (7-11 кл.)»
Нет другого такого русского писателя со столь говорящими именем и фамилией. Простое сочетание «Степан Писахов. Морожены песни» – и мы оказываемся в уникальном мире русского Севера, наполненном мягким юмором, неповторимым образным мышлением замечательного художника и сказителя. На встрече вы познакомитесь с жизнью и творчеством Степана Григорьевича Писахова.
• Имя Ломоносова на карте Архангельска: тематический урок (7-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о местах в городе, которые связаны с именем нашего великого земляка.
• Начало: детство и юность М.В. Ломоносова: тематический урок (7-11 кл.) »
Михаил Ломоносов родился на Русском Севере. О том, что окружало М.В. Ломоносова в пору его юности, начиная, с северной природы и заканчивая особенностями народной культуры, будет рассказано в рамках лекции. То, что видел и впитывал Михаил Васильевич в отчем крае, определило его историческое и национальное своеобразие.
• Чёрный хлеб, что слаще сдоб: лекция (7-11 кл.)»
Лекция посвящена снабжению продовольствием военного Архангельска. На территории города не шли бои, но его жители заплатили за Победу высокую цену. Они трудились, не взирая на голод и лишения, умирали, но не сдавались. Слушатели узнают, какова была повседневная жизнь горожан в годы войны и как пережил Архангельск эти трудные дни.
• Орлята стальных кораблей: лекция (7-11 кл.)»
Читатели познакомятся с работой Школы юнг Северного флота на всех этапах ее существования с момента создания до передислокации с Соловецкого архипелага в город Кронштадт в сентябре 1945 года, а также с биографиями руководителей и наиболее известных выпускников-юнгашей. Продовольственное обеспечение и быт курсантов, учебные занятия и военная подготовка, морская практика и выработка профессиональных навыков, художественная самодеятельность и спортивные состязания – обо всех этих сторонах жизни мальчишек-курсантов узнают слушатели лекции.
• Хорошо ли ты знаешь свой город?: викторина (8-11 кл.)»
Викторина, посвященная истории и современности Архангельска
• Козьма Прутков: писатель, которого не было: тематический урок (8-11 кл.)»
Тематический урок с презентацией о нашем знаменитом «земляке», поэте, появившемуся на свет благодаря мистификации, розыгрышу, гениальной шутке братьев Жемчужниковых и А. К. Толстого
• Ледовый капитан Владимир Воронин: тематический урок (8-11 кл.)»
Тематический урок с презентацией о капитане дальнего плавания, участнике первых Карских экспедиций
• Маршрут наметил Ломоносов: тематический урок (8-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией об истории исследования и освоения Северного морского пути, начиная с экспедиции В. Я. Чичагова вплоть до XXI века.
• Безвестные предки, именитые потомки М.В. Ломоносова: лекция (9-11 кл.) »
Предки и потомки М.В. Ломоносова представляют различные российские сословия – это и аристократы, и служилое дворянство, и духовенство, и крестьяне, и разночинцы. В лекции слушатели узнают о его родстве с людьми, прославившими имя своё на ратной ниве и с запечатлевшими прозвание рода в литературном творчестве, с государственными деятелями и учёными.
• М.В. Ломоносов – отец русской поэзии: лекция (9-11 кл.) »
Лекция посвящена М.В. Ломоносову как преобразователю русского литературного языка и русской поэзии. Она рассказывает, к каким источникам Ломоносов обращался в поисках пути самостоятельного литературного творчества, когда и как раскрылся его поэтический талант.
• М.В. Ломоносов и изобразительное искусство: лекция (9-11 кл.)»
Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства. С нуля он сумел создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мастерами мозаики, подарил России новый жанр изобразительного искусства. Обо всех достижениях Ломоносова-художника будет рассказано на лекции.
• Василий Васильевич Крестинин – основатель архангельского «Общества для исторических исследований»: лекция (9-11 кл.)»
Исторические труды Василия Крестинина вошли в золотой фонд отечественной истории, а сам историк был удостоен избрания корреспондентом (1786 г.) и почётным членом (1790 г.) Санкт- Петербургской академии наук. Главные исторические заслуги В. В. Крестинина – выявление и сохранение для потомков важных старинных документов об Архангельске и Двинском крае до XVIII века, передача их в Академию наук.
• Домашняя библиотека жителя Немецкой слободы Архангельска: лекция (9-11 кл.) »
Хотите узнать больше о жителях Немецкой слободы? О том, какое место занимало чтение в их жизни? Любили ли читать купцы и лесопромышленники и находили ли они для этого время? Какие книги были особенно любимы в семьях архангельских иностранцев? Читали ли по вечерам? И на каком языке? Как покупали, доставали, получали книги в то время? Пользовались ли популярностью газеты и журналы? С помощью каких книг развлекали гостей? Об этом и многом другом можно узнать во время встречи.
• Сийское Евангелие – памятник культуры XVII века: лекция (9-11 кл.) »
Лекция познакомит зрителей с историей создания и бытовании Сийского Евангелия. Будет рассказано о его связи с Антониево-Сийским монастырем, о содержании и художественном оформлении книжного памятника.
• Сказ о Ксении Гемп: лекция (9-11 кл.)»
Лекция посвящена жизни ученого-биолога, географа, фольклориста, почетного гражданина города Ксении Гемп. В её судьбе, как в зеркале, отразился весь ХХ век.
• «Два капитана»: исторические прототипы: лекция (9-11 кл.)»
Основой для истории о капитане Татаринове и его пропавшей экспедиции стали три арктических похода, предпринятых россиянами в 1912 году. Лекция посвящена тому, что это были за экспедиции, как они проходили, кто из отечественных героев освоения Арктики стал прототипом штурмана Климова и капитана Татаринова.
• Жизнь и творчество Федора Абрамова: лекция (9-11 кл.)»
Лекция подготовлена по материалам исследований известных литературоведов и критиков – А. М. Туркова, И. П. Золотусского, Ш. З. Галимова, А. И. Овчаренко, Л. В. Крутиковой-Абрамовой и др. – освещающих многопроблемность произведений писателя, суть его духовных и нравственных исканий.
• Round and About: о переводе на английский язык очерка Ф. Абрамова «Вокруг да около»: лекция (9-11 кл.)»
В основе лекции – история перевода очерка Федора Абрамова «Вокруг да около» в США и Великобритании. Школьники узнают о том, сколько всего существует переводов очерка на английский язык, кто работал над этими переводами, и чем результаты их работы отличаются друг от друга.
• Abramov Abroad: Переводы произведений Фёдора Абрамова: лекция (9-11 кл.)»
Лекция разработана на основе изучения переведенных на иностранные языки произведений писателя, имеющихся в фонде библиотеки. Часть книг – из личной библиотеки писателя. В ходе лекции школьники узнают, в каких странах, на каких языках издавались книги писателя, а также о тех, кто переводил произведения писателя.
• Огненные мили северных конвоев: лекция (9-11 кл.)»
В лекции рассказывается о союзных конвоях, которые в годы Великой Отечественной войны доставляли в Архангельск жизненно необходимые для страны грузы, о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться во время этих переходов, которые иностранные моряки называли «прогулками в холодный угол ада», о героическом труде архангельских портовиков и ремонтников, на чьи плечи легла основная задача по скорейшей разгрузке и ремонту кораблей.
• «И почерк поэта, и почерк штыка». Северные писатели-фронтовики: лекция (9-11 кл.)»
Лекция познакомит с военной лирикой Фёдора Ширшова, Сергея Баренца, Владимира Мусикова, Ивана Молчанова, Владимира Жилкина. Слушатели узнают о творческой судьбе поэтов, об их боевом пути и наградах, услышат фрагменты их стихотворений.
• «Принимаю ответственность на себя»: жизнь и судьба адмирала Н. Г. Кузнецова: лекция (9-11 кл.)»
«Человек несгибаемой воли» - так говорили о Николае Герасимовиче его коллеги и друзья. Ему выпала поразительная, необычная судьба. Она не раз испытала его на прочность и профессиональную зрелость. Удары ее он принял и перенес как неизбежное испытание, не уронив высокое звание Человек. На лекции гости познакомятся с жизнью и военной судьбой Николая Герасимовича.
ИСТОРИЯ
• Маршрут наметил Ломоносов: тематический урок (8-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией об истории исследования и освоения Северного морского пути, начиная с экспедиции В. Я. Чичагова вплоть до XXI века.
• Ледовый капитан Владимир Воронин: тематический урок (8-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о капитане дальнего плавания, участнике первых Карских экспедиций.
• Хорошо ли ты знаешь свой город: викторина (8-11 кл.) »
Викторина, посвященная истории и современности Архангельска.
• Имя Ломоносова на карте Архангельск: тематический урок (7-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о местах в городе, которые связаны с именем нашего великого земляка.
• Безвестные предки, именитые потомки М. В. Ломоносова: тематический урок (9-11 кл.) »
Предки и потомки М.В. Ломоносова представляют различные российские сословия – это и аристократы, и служилое дворянство, и духовенство, и крестьяне, и разночинцы. В лекции слушатели узнают о его родстве с людьми, прославившими имя своё на ратной ниве и с запечатлевшими прозвание рода в литературном творчестве, с государственными деятелями и учёными.
• Архангельск – город воинской славы: тематический урок (9-11 кл.) »
В декабре 2009 г. Президент Д. А. Медведев подписал указ о присвоении городу Архангельску высокого звания «Город воинской славы». В лекции рассказывается о том, почему город удостоен такого звания.
• Огненные мили северных конвоев: тематический урок (9-11 кл.) »
В лекции рассказывается о союзных конвоях, которые в годы Великой Отечественной войны доставляли в Архангельск жизненно необходимые для страны грузы, о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться во время этих переходов, которые иностранные моряки называли «прогулками в холодный угол ада», о героическом труде архангельских портовиков и ремонтников, на чьи плечи легла основная задача по скорейшей разгрузке и ремонту кораблей.
• Принимаю ответственность на себя: жизнь и судьба адмирала Н. Г. Кузнецова»: тематический урок (9-11 кл.) »
«Человек несгибаемой воли» - так говорили о Николае Герасимовиче его коллеги и друзья. Ему выпала поразительная, необычная судьба. Она не раз испытала его на прочность и профессиональную зрелость. Удары ее он принял и перенес как неизбежное испытание, не уронив высокое звание Человек. На лекции гости познакомятся с жизнью и военной судьбой Николая Герасимовича.
• Чёрный хлеб, что слаще сдоб: тематический урок (7-11 кл.) »
Лекция посвящена снабжению продовольствием военного Архангельска. На территории города не шли бои, но его жители заплатили за Победу высокую цену. Они трудились, не взирая на голод и лишения, умирали, но не сдавались. Слушатели узнают, какова была повседневная жизнь горожан в годы войны и как пережил Архангельск эти трудные дни.
• Орлята стальных кораблей: тематический урок (7-11 кл.) »
Читатели познакомятся с работой Школы юнг Северного флота на всех этапах ее существования с момента создания до передислокации с Соловецкого архипелага в город Кронштадт в сентябре 1945 года, а также с биографиями руководителей и наиболее известных выпускников-юнгашей. Продовольственное обеспечение и быт курсантов, учебные занятия и военная подготовка, морская практика и выработка профессиональных навыков, художественная самодеятельность и спортивные состязания – обо всех этих сторонах жизни мальчишек-курсантов узнают слушатели лекции.
• Василий Васильевич Крестинин – основатель архангельского «Общества для исторических исследований»: тематический урок (9-11 кл.) »
Исторические труды Василия Крестинина вошли в золотой фонд отечественной истории, а сам историк был удостоен избрания корреспондентом (1786 г.) и почётным членом (1790 г.) Санкт- Петербургской академии наук. Главные исторические заслуги В. В. Крестинина – выявление и сохранение для потомков важных старинных документов об Архангельске и Двинском крае до XVIII века, передача их в Академию наук.
• «Два капитана»: исторические прототипы»: тематический урок (9-11 кл.) »
Основой для истории о капитане Татаринове и его пропавшей экспедиции стали три арктических похода, предпринятых россиянами в 1912 году. Лекция посвящена тому, что это были за экспедиции, как они проходили, кто из отечественных героев освоения Арктики стал прототипом штурмана Климова и капитана Татаринова.
• Женские персоналии в истории России: тематический урок (7-11 кл.) »
Тематический урок о вкладе женщин в историю и культуру России.
• Он сказал: «Поехали!»: тематический урок (7-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о полете первого человека в космос.
• Шторм» викторина (8-11 кл.) »
Викторина о главных морских портах мира.
• Эпоха Петра Великого: викторина (8-11 кл.) »
Викторина посвящена биографии первого российского императора.
• Недаром помнит вся Россия про день Бородина!: тематический урок (7-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией к 185-летию создания легендарного стихотворения и о событиях 1812 года.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
• Интересные факты о Великой Отечественной Войне: тематический урок (6-11 кл.)»
Тематический урок ко Дню Великой Победы
• Юные герои сороковых: тематический урок (7-8 кл.)»
Тематический урок с презентацией о детях-героях ВОВ
• Снайпер Роза Шанина: урок мужества (7-9 кл.)»
Тематический урок с презентацией о жизни и подвигах выдающейся северянки. Мероприятие сопровождает электронная презентация, на слайдах которой представлены фронтовые фотографии девушки и отрывки из ее дневника.
• Чёрный хлеб, что слаще сдоб: лекция (7-11 кл.)»
Лекция посвящена снабжению продовольствием военного Архангельска. На территории города не шли бои, но его жители заплатили за Победу высокую цену. Они трудились, не взирая на голод и лишения, умирали, но не сдавались. Слушатели узнают, какова была повседневная жизнь горожан в годы войны и как пережил Архангельск эти трудные дни.
• Орлята стальных кораблей: лекция (7-11 кл.)»
Читатели познакомятся с работой Школы юнг Северного флота на всех этапах ее существования с момента создания до передислокации с Соловецкого архипелага в город Кронштадт в сентябре 1945 года, а также с биографиями руководителей и наиболее известных выпускников-юнгашей. Продовольственное обеспечение и быт курсантов, учебные занятия и военная подготовка, морская практика и выработка профессиональных навыков, художественная самодеятельность и спортивные состязания – обо всех этих сторонах жизни мальчишек-курсантов узнают слушатели лекции.
• Подвиг Сталинграда бессмертен: тематический урок (8-11 кл.)»
Тематический урок с презентацией об обороне Сталинграда
• Покуда сердца стучатся, помните!»: викторина (8-11 кл.)»
Викторина ко Дню Великой Победы
• Архангельск – город воинской славы: лекция (9-11 кл.) »
В декабре 2009 г. Президент Д. А. Медведев подписал указ о присвоении городу Архангельску высокого звания «Город воинской славы». В лекции рассказывается о том, почему город удостоен такого звания.
• Огненные мили северных конвоев: лекция (9-11 кл.)»
В лекции рассказывается о союзных конвоях, которые в годы Великой Отечественной войны доставляли в Архангельск жизненно необходимые для страны грузы, о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться во время этих переходов, которые иностранные моряки называли «прогулками в холодный угол ада», о героическом труде архангельских портовиков и ремонтников, на чьи плечи легла основная задача по скорейшей разгрузке и ремонту кораблей.
• Фронтовые поэты: ваши жизни война рифмовала: тематический урок (9-11 кл.)»
Тематический урок с презентацией о поэтах фронтовой поры
• Огненные мили северных конвоев: лекция (9-11 кл.)»
В лекции рассказывается о союзных конвоях, которые в годы Великой Отечественной войны доставляли в Архангельск жизненно необходимые для страны грузы, о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться во время этих переходов, которые иностранные моряки называли «прогулками в холодный угол ада», о героическом труде архангельских портовиков и ремонтников, на чьи плечи легла основная задача по скорейшей разгрузке и ремонту кораблей.
• «И почерк поэта, и почерк штыка». Северные писатели-фронтовики: лекция (9-11 кл.)»
Лекция познакомит с военной лирикой Фёдора Ширшова, Сергея Баренца, Владимира Мусикова, Ивана Молчанова, Владимира Жилкина. Слушатели узнают о творческой судьбе поэтов, об их боевом пути и наградах, услышат фрагменты их стихотворений.
• «Принимаю ответственность на себя» – жизнь и судьба адмирала Н. Г. Кузнецова: лекция (9-11 кл.)»
«Человек несгибаемой воли» – так говорили о Николае Герасимовиче его коллеги и друзья. Ему выпала поразительная, необычная судьба. Она не раз испытала его на прочность и профессиональную зрелость. Удары ее он принял и перенес как неизбежное испытание, не уронив высокое звание Человек. На лекции гости познакомятся с жизнью и военной судьбой Николая Герасимовича.
ИСКУССТВО
• Остановись, мгновение!: тематический урок (8-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией об истории возникновения и развития искусства фотографии.
• Знакомьтесь, виниловая пластинка!: беседа (5-11 кл.) »
История виниловой пластинки.
• М. В. Ломоносов и изобразительное искусство: лекция (9-11 кл.) »
Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства. С нуля он сумел создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мастерами мозаики, подарил России новый жанр изобразительного искусства. Обо всех достижениях Ломоносова – художника будет рассказано на лекции.
• Истории для театра: обзор книг (4-5 кл.) »
Обзор детских книг, рассказывающих о выдающихся постановках начала 20 века, таких как «Федра», «Синяя птица», «Принцесса Брамбилла» и др.
• Иллюстраторы детской книги: обзор книг (4-5 кл.) »
Обзор книг о детских художниках-иллюстраторах, таких как Владимир Конашевич, Виктор Чижиков, Татьяна Маврина и др. Презентация с примерами известных работ авторов.
ЛИТЕРАТУРА
• Обсуждение повести Ф.А. Абрамова «Безотцовщина»: беседа (7-11 кл.) »
Слово Фёдора Абрамова, его заветы и предостережения звучат сегодня как никогда современно. Как творчество писателя воспринимается современными читателями, понимаем ли мы заветы, которые автор оставил в своих произведениях? На эти вопросы позволят ответить встречи, посвященные обсуждению произведений автора. Приглашаем на обсуждение повести «Безотцовщина», в которой становление личности подростка, его постепенное нравственное «выпрямление», взросление показано Абрамовым с убедительным психологическим мастерством. На встрече и юным читателям, и педагогам, и библиотекарям будет интересно и важно вместе поразмышлять над текстом северного автора, поделиться впечатлениями. Участники прочтут отдельные фрагменты произведения и ответят на ряд вопросов, помогающих увидеть внутренние изменения героя-подростка и понять смысл названия. Для участия необходимо предварительно прочесть повесть «Безотцовщина».
• Обсуждение повести Михаила Попова «Берестяная грамота»: беседа (5-6 кл.) »
В ходе обсуждения участники обменяются впечатлениями от прочтения, вспомнят наиболее яркие эпизоды, обратят внимание на язык повести и авторское оформление. Для участия необходимо предварительно прочесть повесть «Берестяная грамота».
• Достоевский – первый блогер: лекция-беседа (8-11 кл.) »
Лекция-беседа, посвященная «Дневнику писателя» – знаменитому журналу, создателем которого был Достоевский. Учащиеся узнают, что связывает журнал Достоевского и современные блоги, каким образом автор сумел привлечь и удерживать интерес своей аудитории на протяжении многих лет, и кто был главным помощником и вдохновителем Достоевского, но так и остался в тени.
• Все начинается с любви: тематический урок (8-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о любви и верности на страницах художественной литературы.
• «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»: тематический урок (9-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о жизни и творчестве К. М. Симонова.
• Главная книга – 2021: обзор книг (10-11 кл.) »
Обзор книг лауреатов российских литературных премий 2021 года.
• Книга для семейного чтения»: обзор книг (8-11 кл.) »
Обзор литературы для чтения всей семьей.
• Young adult: молодежная литература для всех: обзор книг (8-11 кл.) »
Обзор с презентацией о тенденциях современной молодежной литературы и новинках жанра Young adult.
• Милосердие начинается с тебя: обзор книг (8-11 кл.) »
Обзор с презентацией о добре и милосердии в произведениях отечественных и зарубежных писателей.
• Достоевский: знакомый и незнакомый: литературная игра (10-11 кл.) »
Интеллектуальная игра (по типу «Своей игры»), посвященная биографии Ф. М. Достоевского.
• Игра в классики: литературная игра (8-11 кл.) »
Литературная игра, посвященная русским и зарубежным художественным произведениям.
• Зашифрованный Гоголь: литературная игра (10-11 кл.) »
Настольная литературная игра по произведениям Гоголя.
• По следам Чичикова: литературная игра (8-11 кл.) »
Литературная игра в формате «Своей игры», посвященная образам помещиков в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души».
• Война и мир: литературная игра (10-11 кл.) »
Литературная игра в формате «Своей игры», посвященная образам героев произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».
• КВН-урок «Волшебные истории»: литературная игра (7-9 кл.) »
Командная игра, посвященная борьбе добра и зла в книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».
• Гарри Поттер: мир магии и мир реальности: литературная игра (6-11 кл.) »
Игра (командная викторина) основана на серии романов английской писательницы Джоан Роулинг о приключениях Гарри Поттер. Состоит из семнадцати заданий, призванных проверить не только знания игроков о сюжетах и персонажах книг, но и их знания в области иностранных языков, географии, математики, мировой литературы и др.
• Корней Иванович переводит: беседа (8-11 кл.) »
В ходе беседы слушатели узнают о вкладе, который знаменитый детский писатель К.И. Чуковский, в юношеском возрасте самостоятельно освоивший английский язык, внёс как в практику художественного перевода в России – переводя самостоятельно и занимаясь редактурой чужих переводов целой вереницы англоязычных авторов, так и в его теорию – создав, по сути, первую русскую книгу, осмысляющую художественный перевод как вид деятельности – "Высокое искусство".
• Сказка о двух братьях: тематический урок и викторина (2-5 кл.) »
Тематический урок с презентацией о жизни братьев Гримм и их сказках.
• Тайны сказок Шарля Перро: тематический урок (2-5 кл.) »
Тематический урок с презентацией о сказках Шарля Перро и об истории их создания.
• Сказки Василисы Премудрой: литературная игра (2-5 кл.) »
Викторина по русским народным сказкам.
• Истории для театра: обзор книг (4-5 кл.) »
Обзор детских книг, рассказывающих о выдающихся постановках начала 20 века, таких как «Федра», «Синяя птица», «Принцесса Брамбилла» и др.
• Иллюстраторы детской книги: обзор книг (4-5 кл.) »
Обзор книг о детских художниках-иллюстраторах, таких как Владимир Конашевич, Виктор Чижиков, Татьяна Маврина и др. Презентация с примерами известных работ авторов.
СТРАНОВЕДЕНИЕ
• По странам и континентам: викторина (7-11 кл.) »
Викторина о традициях и культуре стран мира.
• Вокруг света: викторина (8-11 кл.) »
Викторина о культуре, истории и традициях трех стран в разных точках планеты – Япония, Канада и Австралия.
• Праздники Соединенных Штатов Америки: викторина (8-11 кл.) »
Викторина о главных праздниках США, их особенностях и истории.
• Страна трех корон: викторина (8-11 кл.) »
Викторина об истории, культуре и традициях Швеции.
• Чудеса в декабре: викторина (8-11 кл.) »
Викторина об истории и традициях празднования Рождества в англоязычных странах.
• Место английского языка в современном мире: беседа (6-11 кл.) »
Беседа в кратком формате раскрывает для слушателей сущность английского языка с различных точек зрения: его положение относительно других языков мира, количество и состав носителей, история развития и т.д., а также затрагивает некоторые аспекты изучения английского языка в условиях формального и неформального образования.
• Шотландия: маленькая и бесконечная: викторина (6-11 кл.) »
Викторина посвящена различным аспектам истории, географии и культуры Шотландии. Каждый вопрос предполагает работу с предложенными вариантами ответа и сопровождается страноведческим комментарием, поэтому данная игра прекрасно подходит как для проверки знаний игроков, так и для их знакомства с Шотландией.
• Языковая игротека FUNGLISH: настольные игры (6-11 кл.) »
Настольные игры (Scrabbles, UpWords и FUNglish) на английском языке, направленные на развитие и проверку словарного запаса читателей. Примечание: не более 12 человек в группе.
ДРУГИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
• Жизнь без наркотиков: тематический урок (8-11 кл.) »
Тематический урок о вреде употребления наркотиков и алкоголя, пропаганде здорового образа жизни.
• Жизнь вне зависимости: тематический урок (7-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о вреде алкоголя.
• Сохраним планету вместе!: тематический урок (7-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о глобальной экологической проблеме современности, которая несет угрозу для здоровья людей.
• Тайм-менеджмент для подростков: тематический урок (8-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о планировании времени во время подготовки к экзаменам.
• Открой свое сердце!: тематический урок (8-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией про волонтеров и волонтерское движение.
• Знатоки русского языка: турнир (8-11 кл.) »
Турнир по изученному материалу, касающемуся таких разделов русского языка, как орфоэпия и грамматика, лексикология и фразеология. В сценарии мероприятия используются межпредметные связи с литературой. Количество команд – от 2 до 5. Количество участников в команде – от 4 до 6.
• Народы России: викторина (8-11 кл.) »
Викторина посвящена традиции и культурам народов России.
• Семь способов заслужить уважение людей при общении: беседа (1-5 кл.) »
Тематический урок с презентацией о семи главных правилах этикета для детей, которые помогут стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком.
• Новогодняя мозаика: интеллектуальная игра (8-11 кл.) »
Интеллектуальная игра (по типу Своей игры), посвященная традициям празднования Нового года.
• Северный кормщик слова: жизнь и творчество Бориса Шергина (7-11 кл.)»
По-разному величали его при жизни: замечательным советским писателем, поэтической душой Севера, волшебником русской речи, сказителем, самобытным, ни на кого не похожим писателем. На встрече вы познакомитесь с жизнью и творчеством Бориса Викторовича Шергина.
• Чародей Севера: страницы жизни Степана Писахова (7-11 кл.)»
Нет другого такого русского писателя со столь говорящими именем и фамилией. Простое сочетание «Степан Писахов. Морожены песни» – и мы оказываемся в уникальном мире русского Севера, наполненном мягким юмором, неповторимым образным мышлением замечательного художника и сказителя. На встрече вы познакомитесь с жизнью и творчеством Степана Григорьевича Писахова.
• Обсуждение повести Ф.А. Абрамова «Безотцовщина» (7-11 кл.) »
Слово Фёдора Абрамова, его заветы и предостережения звучат сегодня как никогда современно. Как творчество писателя воспринимается современными читателями, понимаем ли мы заветы, которые автор оставил в своих произведениях? На эти вопросы позволят ответить встречи, посвященные обсуждению произведений автора. Приглашаем на обсуждение повести «Безотцовщина», в которой становление личности подростка, его постепенное нравственное «выпрямление», взросление показано Абрамовым с убедительным психологическим мастерством. На встрече и юным читателям, и педагогам, и библиотекарям будет интересно и важно вместе поразмышлять над текстом северного автора, поделиться впечатлениями. Участники прочтут отдельные фрагменты произведения и ответят на ряд вопросов, помогающих увидеть внутренние изменения героя-подростка и понять смысл названия. Для участия необходимо предварительно прочесть повесть «Безотцовщина».
• Обсуждение повести Михаила Попова «Берестяная грамота» (5-6 кл.) »
В ходе обсуждения участники обменяются впечатлениями от прочтения, вспомнят наиболее яркие эпизоды, обратят внимание на язык повести и авторское оформление. Для участия необходимо предварительно прочесть повесть «Берестяная грамота».
• Достоевский – первый блогер (8-11 кл.) »
Лекция-беседа, посвященная «Дневнику писателя» – знаменитому журналу, создателем которого был Достоевский. Учащиеся узнают, что связывает журнал Достоевского и современные блоги, каким образом автор сумел привлечь и удерживать интерес своей аудитории на протяжении многих лет, и кто был главным помощником и вдохновителем Достоевского, но так и остался в тени.
• Знакомьтесь, виниловая пластинка! (5-11 кл.) »
История виниловой пластинки.
• Корней Иванович переводит (8-11 кл.) »
В ходе беседы слушатели узнают о вкладе, который знаменитый детский писатель К.И. Чуковский, в юношеском возрасте самостоятельно освоивший английский язык, внёс как в практику художественного перевода в России – переводя самостоятельно и занимаясь редактурой чужих переводов целой вереницы англоязычных авторов, так и в его теорию – создав, по сути, первую русскую книгу, осмысляющую художественный перевод как вид деятельности – "Высокое искусство".
• Место английского языка в современном мире (6-11 кл.) »
Беседа в кратком формате раскрывает для слушателей сущность английского языка с различных точек зрения: его положение относительно других языков мира, количество и состав носителей, история развития и т.д., а также затрагивает некоторые аспекты изучения английского языка в условиях формального и неформального образования.
• Семь способов заслужить уважение людей при общении (1-5 кл.) »
Беседа с презентацией о семи главных правилах этикета для детей, которые помогут стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком.
• Чёрный хлеб, что слаще сдоб (7-11 кл.)»
Лекция посвящена снабжению продовольствием военного Архангельска. На территории города не шли бои, но его жители заплатили за Победу высокую цену. Они трудились, не взирая на голод и лишения, умирали, но не сдавались. Слушатели узнают, какова была повседневная жизнь горожан в годы войны и как пережил Архангельск эти трудные дни.
• Орлята стальных кораблей (7-11 кл.)»
Читатели познакомятся с работой Школы юнг Северного флота на всех этапах ее существования с момента создания до передислокации с Соловецкого архипелага в город Кронштадт в сентябре 1945 года, а также с биографиями руководителей и наиболее известных выпускников-юнгашей. Продовольственное обеспечение и быт курсантов, учебные занятия и военная подготовка, морская практика и выработка профессиональных навыков, художественная самодеятельность и спортивные состязания – обо всех этих сторонах жизни мальчишек-курсантов узнают слушатели лекции.
• Безвестные предки, именитые потомки М.В. Ломоносова (9-11 кл.) »
Предки и потомки М.В. Ломоносова представляют различные российские сословия – это и аристократы, и служилое дворянство, и духовенство, и крестьяне, и разночинцы. В лекции слушатели узнают о его родстве с людьми, прославившими имя своё на ратной ниве и с запечатлевшими прозвание рода в литературном творчестве, с государственными деятелями и учёными.
• М.В. Ломоносов – отец русской поэзии (9-11 кл.) »
Лекция посвящена М.В. Ломоносову как преобразователю русского литературного языка и русской поэзии. Она рассказывает, к каким источникам Ломоносов обращался в поисках пути самостоятельного литературного творчества, когда и как раскрылся его поэтический талант.
• М.В. Ломоносов и изобразительное искусство (9-11 кл.)»
Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства. С нуля он сумел создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мастерами мозаики, подарил России новый жанр изобразительного искусства. Обо всех достижениях Ломоносова-художника будет рассказано на лекции.
• Василий Васильевич Крестинин – основатель архангельского «Общества для исторических исследований» (9-11 кл.)»
Исторические труды Василия Крестинина вошли в золотой фонд отечественной истории, а сам историк был удостоен избрания корреспондентом (1786 г.) и почётным членом (1790 г.) Санкт- Петербургской академии наук. Главные исторические заслуги В. В. Крестинина – выявление и сохранение для потомков важных старинных документов об Архангельске и Двинском крае до XVIII века, передача их в Академию наук.
• Домашняя библиотека жителя Немецкой слободы Архангельска (9-11 кл.) »
Хотите узнать больше о жителях Немецкой слободы? О том, какое место занимало чтение в их жизни? Любили ли читать купцы и лесопромышленники и находили ли они для этого время? Какие книги были особенно любимы в семьях архангельских иностранцев? Читали ли по вечерам? И на каком языке? Как покупали, доставали, получали книги в то время? Пользовались ли популярностью газеты и журналы? С помощью каких книг развлекали гостей? Об этом и многом другом можно узнать во время встречи.
• Сийское Евангелие – памятник культуры XVII века (9-11 кл.) »
Лекция познакомит зрителей с историей создания и бытовании Сийского Евангелия. Будет рассказано о его связи с Антониево-Сийским монастырем, о содержании и художественном оформлении книжного памятника.
• Сказ о Ксении Гемп (9-11 кл.)»
Лекция посвящена жизни ученого-биолога, географа, фольклориста, почетного гражданина города Ксении Гемп. В её судьбе, как в зеркале, отразился весь ХХ век.
• «Два капитана»: исторические прототипы (9-11 кл.)»
Основой для истории о капитане Татаринове и его пропавшей экспедиции стали три арктических похода, предпринятых россиянами в 1912 году. Лекция посвящена тому, что это были за экспедиции, как они проходили, кто из отечественных героев освоения Арктики стал прототипом штурмана Климова и капитана Татаринова.
• Жизнь и творчество Федора Абрамова (9-11 кл.)»
Лекция подготовлена по материалам исследований известных литературоведов и критиков – А. М. Туркова, И. П. Золотусского, Ш. З. Галимова, А. И. Овчаренко, Л. В. Крутиковой-Абрамовой и др. – освещающих многопроблемность произведений писателя, суть его духовных и нравственных исканий.
• Round and About: о переводе на английский язык очерка Ф. Абрамова «Вокруг да около» (9-11 кл.)»
В основе лекции – история перевода очерка Федора Абрамова «Вокруг да около» в США и Великобритании. Школьники узнают о том, сколько всего существует переводов очерка на английский язык, кто работал над этими переводами, и чем результаты их работы отличаются друг от друга.
• Abramov Abroad: Переводы произведений Фёдора Абрамова (9-11 кл.)»
Лекция разработана на основе изучения переведенных на иностранные языки произведений писателя, имеющихся в фонде библиотеки. Часть книг – из личной библиотеки писателя. В ходе лекции школьники узнают, в каких странах, на каких языках издавались книги писателя, а также о тех, кто переводил произведения писателя.
• «И почерк поэта, и почерк штыка». Северные писатели-фронтовики (9-11 кл.)»
Лекция познакомит с военной лирикой Фёдора Ширшова, Сергея Баренца, Владимира Мусикова, Ивана Молчанова, Владимира Жилкина. Слушатели узнают о творческой судьбе поэтов, об их боевом пути и наградах, услышат фрагменты их стихотворений.
• «Принимаю ответственность на себя»: жизнь и судьба адмирала Н. Г. Кузнецова (9-11 кл.)»
«Человек несгибаемой воли» - так говорили о Николае Герасимовиче его коллеги и друзья. Ему выпала поразительная, необычная судьба. Она не раз испытала его на прочность и профессиональную зрелость. Удары ее он принял и перенес как неизбежное испытание, не уронив высокое звание Человек. На лекции гости познакомятся с жизнью и военной судьбой Николая Герасимовича.
• Архангельск – город воинской славы (9-11 кл.) »
В декабре 2009 г. Президент Д. А. Медведев подписал указ о присвоении городу Архангельску высокого звания «Город воинской славы». В лекции рассказывается о том, почему город удостоен такого звания.
• Огненные мили северных конвоев: лекция (9-11 кл.)»
В лекции рассказывается о союзных конвоях, которые в годы Великой Отечественной войны доставляли в Архангельск жизненно необходимые для страны грузы, о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться во время этих переходов, которые иностранные моряки называли «прогулками в холодный угол ада», о героическом труде архангельских портовиков и ремонтников, на чьи плечи легла основная задача по скорейшей разгрузке и ремонту кораблей.
• Море - наше поле (7-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о быте и культуре поморов
• Имя Ломоносова на карте Архангельска (7-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о местах в городе, которые связаны с именем нашего великого земляка.
• Начало: детство и юность М.В. Ломоносова (7-11 кл.) »
Михаил Ломоносов родился на Русском Севере. О том, что окружало М.В. Ломоносова в пору его юности, начиная, с северной природы и заканчивая особенностями народной культуры, будет рассказано в рамках лекции. То, что видел и впитывал Михаил Васильевич в отчем крае, определило его историческое и национальное своеобразие.
• Козьма Прутков: писатель, которого не было (8-11 кл.)»
Тематический урок с презентацией о нашем знаменитом «земляке», поэте, появившемуся на свет благодаря мистификации, розыгрышу, гениальной шутке братьев Жемчужниковых и А. К. Толстого
• Маршрут наметил Ломоносов (8-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией об истории исследования и освоения Северного морского пути, начиная с экспедиции В. Я. Чичагова вплоть до XXI века.
• Ледовый капитан Владимир Воронин (8-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о капитане дальнего плавания, участнике первых Карских экспедиций.
• Женские персоналии в истории России (7-11 кл.) »
Тематический урок о вкладе женщин в историю и культуру России.
• Он сказал: «Поехали!» (7-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о полете первого человека в космос.
• Недаром помнит вся Россия про день Бородина! (7-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией к 185-летию создания легендарного стихотворения и о событиях 1812 года.
• Интересные факты о Великой Отечественной Войне (6-11 кл.)»
Тематический урок ко Дню Великой Победы
• Юные герои сороковых (7-8 кл.)»
Тематический урок с презентацией о детях-героях ВОВ
• Снайпер Роза Шанина: урок мужества (7-9 кл.)»
Тематический урок с презентацией о жизни и подвигах выдающейся северянки. Мероприятие сопровождает электронная презентация, на слайдах которой представлены фронтовые фотографии девушки и отрывки из ее дневника.
• Подвиг Сталинграда бессмертен (8-11 кл.)»
Тематический урок с презентацией об обороне Сталинграда
• Все начинается с любви (8-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о любви и верности на страницах художественной литературы.
• «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» (9-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о жизни и творчестве К. М. Симонова.
• Фронтовые поэты: ваши жизни война рифмовала (9-11 кл.)»
Тематический урок с презентацией о поэтах фронтовой поры
• Остановись, мгновение! (8-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией об истории возникновения и развития искусства фотографии.
• Сказка о двух братьях: тематический урок и викторина (2-5 кл.) »
Тематический урок с презентацией о жизни братьев Гримм и их сказках.
• Тайны сказок Шарля Перро (2-5 кл.) »
Тематический урок с презентацией о сказках Шарля Перро и об истории их создания.
• Жизнь без наркотиков (8-11 кл.) »
Тематический урок о вреде употребления наркотиков и алкоголя, пропаганде здорового образа жизни.
• Жизнь вне зависимости (7-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о вреде алкоголя.
• Сохраним планету вместе! (7-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о глобальной экологической проблеме современности, которая несет угрозу для здоровья людей.
• Тайм-менеджмент для подростков (8-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией о планировании времени во время подготовки к экзаменам.
• Открой свое сердце! (8-11 кл.) »
Тематический урок с презентацией про волонтеров и волонтерское движение.
• Хорошо ли ты знаешь свой город?: викторина (8-11 кл.)»
Викторина, посвященная истории и современности Архангельска
• Шторм» викторина (8-11 кл.) »
Викторина о главных морских портах мира.
• Эпоха Петра Великого: викторина (8-11 кл.) »
Викторина посвящена биографии первого российского императора.
• Покуда сердца стучатся, помните!»: викторина (8-11 кл.)»
Викторина ко Дню Великой Победы
• Достоевский: знакомый и незнакомый: литературная игра (10-11 кл.) »
Интеллектуальная игра (по типу «Своей игры»), посвященная биографии Ф. М. Достоевского.
• Игра в классики: литературная игра (8-11 кл.) »
Литературная игра, посвященная русским и зарубежным художественным произведениям.
• Зашифрованный Гоголь: литературная игра (10-11 кл.) »
Настольная литературная игра по произведениям Гоголя.
• По следам Чичикова: литературная игра (8-11 кл.) »
Литературная игра в формате «Своей игры», посвященная образам помещиков в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души».
• Война и мир: литературная игра (10-11 кл.) »
Литературная игра в формате «Своей игры», посвященная образам героев произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».
• КВН-урок «Волшебные истории»: литературная игра (7-9 кл.) »
Командная игра, посвященная борьбе добра и зла в книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».
• Гарри Поттер: мир магии и мир реальности: литературная игра (6-11 кл.) »
Игра (командная викторина) основана на серии романов английской писательницы Джоан Роулинг о приключениях Гарри Поттер. Состоит из семнадцати заданий, призванных проверить не только знания игроков о сюжетах и персонажах книг, но и их знания в области иностранных языков, географии, математики, мировой литературы и др.
• Чудеса в декабре: викторина (8-11 кл.) »
Викторина об истории и традициях празднования Рождества в англоязычных странах.
• Знатоки русского языка: турнир (8-11 кл.) »
Турнир по изученному материалу, касающемуся таких разделов русского языка, как орфоэпия и грамматика, лексикология и фразеология. В сценарии мероприятия используются межпредметные связи с литературой. Количество команд – от 2 до 5. Количество участников в команде – от 4 до 6.
• Народы России: викторина (8-11 кл.) »
Викторина посвящена традиции и культурам народов России.
• Новогодняя мозаика: интеллектуальная игра (8-11 кл.) »
Интеллектуальная игра (по типу Своей игры), посвященная традициям празднования Нового года.
• Сказки Василисы Премудрой: литературная игра (2-5 кл.) »
Викторина по русским народным сказкам.
• По странам и континентам: викторина (7-11 кл.) »
Викторина о традициях и культуре стран мира.
• Вокруг света: викторина (8-11 кл.) »
Викторина о культуре, истории и традициях трех стран в разных точках планеты – Япония, Канада и Австралия.
• Праздники Соединенных Штатов Америки: викторина (8-11 кл.) »
Викторина о главных праздниках США, их особенностях и истории.
• Страна трех корон: викторина (8-11 кл.) »
Викторина об истории, культуре и традициях Швеции.
• Шотландия: маленькая и бесконечная: викторина (6-11 кл.) »
Викторина посвящена различным аспектам истории, географии и культуры Шотландии. Каждый вопрос предполагает работу с предложенными вариантами ответа и сопровождается страноведческим комментарием, поэтому данная игра прекрасно подходит как для проверки знаний игроков, так и для их знакомства с Шотландией.
• Языковая игротека FUNGLISH: настольные игры (6-11 кл.) »
Настольные игры (Scrabbles, UpWords и FUNglish) на английском языке, направленные на развитие и проверку словарного запаса читателей. Примечание: не более 12 человек в группе.
• Истории для театра (4-5 кл.) »
Обзор детских книг, рассказывающих о выдающихся постановках начала 20 века, таких как «Федра», «Синяя птица», «Принцесса Брамбилла» и др.
• Иллюстраторы детской книги (4-5 кл.) »
Обзор книг о детских художниках-иллюстраторах, таких как Владимир Конашевич, Виктор Чижиков, Татьяна Маврина и др. Презентация с примерами известных работ авторов.
• Книга для семейного чтения» (8-11 кл.) »
Обзор литературы для чтения всей семьей.
• Young adult: молодежная литература для всех (8-11 кл.) »
Обзор с презентацией о тенденциях современной молодежной литературы и новинках жанра Young adult.
• Милосердие начинается с тебя (8-11 кл.) »
Обзор с презентацией о добре и милосердии в произведениях отечественных и зарубежных писателей.