Мероприятия для школьников

 

Добролюбовка предлагает культурно-просветительские мероприятия разных форм и тематики для учащихся школ г. Архангельска. 

Заявки на мероприятия принимаются по электронной почте abonement@aonb.ru и по телефонам:

+79643027708 (отдел библиотечного обслуживания, Урицкого,1),

+79216728827 (Попова Екатерина Геннадьевна),

+79110583103 (Удодова Анна Викторовна).

 

 

 

КРАЕВЕДЕНИЕ

• Море - наше поле: тематический урок (7-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о быте и культуре поморов

• Северный кормщик слова: жизнь и творчество Бориса Шергина: беседа (7-11 кл.)»

По-разному величали его при жизни: замечательным советским писателем, поэтической душой Севера, волшебником русской речи, сказителем, самобытным, ни на кого не похожим писателем. На встрече вы познакомитесь с жизнью и творчеством Бориса Викторовича Шергина.

• Чародей Севера: страницы жизни Степана Писахова: беседа (7-11 кл.)»

Нет другого такого русского писателя со столь говорящими именем и фамилией. Простое сочетание «Степан Писахов. Морожены песни» – и мы оказываемся в уникальном мире русского Севера, наполненном мягким юмором, неповторимым образным мышлением замечательного художника и сказителя. На встрече вы познакомитесь с жизнью и творчеством Степана Григорьевича Писахова.

• Имя Ломоносова на карте Архангельска: тематический урок (7-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о местах в городе, которые связаны с именем нашего великого земляка.

• Начало: детство и юность М.В. Ломоносова: тематический урок (7-11 кл.) »

Михаил Ломоносов родился на Русском Севере. О том, что окружало М.В. Ломоносова в пору его юности, начиная, с северной природы и заканчивая особенностями народной культуры, будет рассказано в рамках лекции. То, что видел и впитывал Михаил Васильевич в отчем крае, определило его историческое и национальное своеобразие.

• Чёрный хлеб, что слаще сдоб: лекция (7-11 кл.)»

Лекция посвящена снабжению продовольствием военного Архангельска. На территории города не шли бои, но его жители заплатили за Победу высокую цену. Они трудились, не взирая на голод и лишения, умирали, но не сдавались. Слушатели узнают, какова была повседневная жизнь горожан в годы войны и как пережил Архангельск эти трудные дни.

• Орлята стальных кораблей: лекция (7-11 кл.)»

Читатели познакомятся с работой Школы юнг Северного флота на всех этапах ее существования с момента создания до передислокации с Соловецкого архипелага в город Кронштадт в сентябре 1945 года, а также с биографиями руководителей и наиболее известных выпускников-юнгашей. Продовольственное обеспечение и быт курсантов, учебные занятия и военная подготовка, морская практика и выработка профессиональных навыков, художественная самодеятельность и спортивные состязания – обо всех этих сторонах жизни мальчишек-курсантов узнают слушатели лекции.

• Хорошо ли ты знаешь свой город?: викторина (8-11 кл.)»

Викторина, посвященная истории и современности Архангельска

• Козьма Прутков: писатель, которого не было: тематический урок (8-11 кл.)»

Тематический урок с презентацией о нашем знаменитом «земляке», поэте, появившемуся на свет благодаря мистификации, розыгрышу, гениальной шутке братьев Жемчужниковых и А. К. Толстого

• Ледовый капитан Владимир Воронин: тематический урок (8-11 кл.)»

Тематический урок с презентацией о капитане дальнего плавания, участнике первых Карских экспедиций

• Маршрут наметил Ломоносов: тематический урок (8-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией об истории исследования и освоения Северного морского пути, начиная с экспедиции В. Я. Чичагова вплоть до XXI века.

• Безвестные предки, именитые потомки М.В. Ломоносова: лекция (9-11 кл.) »

Предки и потомки М.В. Ломоносова представляют различные российские сословия – это и аристократы, и служилое дворянство, и духовенство, и крестьяне, и разночинцы. В лекции слушатели узнают о его родстве с людьми, прославившими имя своё на ратной ниве и с запечатлевшими прозвание рода в литературном творчестве, с государственными деятелями и учёными.

• М.В. Ломоносов – отец русской поэзии: лекция (9-11 кл.) »

Лекция посвящена М.В. Ломоносову как преобразователю русского литературного языка и русской поэзии. Она рассказывает, к каким источникам Ломоносов обращался в поисках пути самостоятельного литературного творчества, когда и как раскрылся его поэтический талант.

• М.В. Ломоносов и изобразительное искусство: лекция (9-11 кл.)»

Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства. С нуля он сумел создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мастерами мозаики, подарил России новый жанр изобразительного искусства. Обо всех достижениях Ломоносова-художника будет рассказано на лекции.

• Василий Васильевич Крестинин – основатель архангельского «Общества для исторических исследований»: лекция (9-11 кл.)»

Исторические труды Василия Крестинина вошли в золотой фонд отечественной истории, а сам историк был удостоен избрания корреспондентом (1786 г.) и почётным членом (1790 г.) Санкт- Петербургской академии наук. Главные исторические заслуги В. В. Крестинина – выявление и сохранение для потомков важных старинных документов об Архангельске и Двинском крае до XVIII века, передача их в Академию наук.

• Домашняя библиотека жителя Немецкой слободы Архангельска: лекция (9-11 кл.) »

Хотите узнать больше о жителях Немецкой слободы? О том, какое место занимало чтение в их жизни? Любили ли читать купцы и лесопромышленники и находили ли они для этого время? Какие книги были особенно любимы в семьях архангельских иностранцев? Читали ли по вечерам? И на каком языке? Как покупали, доставали, получали книги в то время? Пользовались ли популярностью газеты и журналы? С помощью каких книг развлекали гостей? Об этом и многом другом можно узнать во время встречи.

• Сийское Евангелие – памятник культуры XVII века: лекция (9-11 кл.) »

Лекция познакомит зрителей с историей создания и бытовании Сийского Евангелия. Будет рассказано о его связи с Антониево-Сийским монастырем, о содержании и художественном оформлении книжного памятника.

• Сказ о Ксении Гемп: лекция (9-11 кл.)»

Лекция посвящена жизни ученого-биолога, географа, фольклориста, почетного гражданина города Ксении Гемп. В её судьбе, как в зеркале, отразился весь ХХ век.

• «Два капитана»: исторические прототипы: лекция (9-11 кл.)»

Основой для истории о капитане Татаринове и его пропавшей экспедиции стали три арктических похода, предпринятых россиянами в 1912 году. Лекция посвящена тому, что это были за экспедиции, как они проходили, кто из отечественных героев освоения Арктики стал прототипом штурмана Климова и капитана Татаринова.

• Жизнь и творчество Федора Абрамова: лекция (9-11 кл.)»

Лекция подготовлена по материалам исследований известных литературоведов и критиков – А. М. Туркова, И. П. Золотусского, Ш. З. Галимова, А. И. Овчаренко, Л. В. Крутиковой-Абрамовой и др. – освещающих многопроблемность произведений писателя, суть его духовных и нравственных исканий.

• Round and About: о переводе на английский язык очерка Ф. Абрамова «Вокруг да около»: лекция (9-11 кл.)»

В основе лекцииистория перевода очерка Федора Абрамова «Вокруг да около» в США и Великобритании. Школьники узнают о том, сколько всего существует переводов очерка на английский язык, кто работал над этими переводами, и чем результаты их работы отличаются друг от друга.

• Abramov Abroad: Переводы произведений Фёдора Абрамова: лекция (9-11 кл.)»

Лекция разработана на основе изучения переведенных на иностранные языки произведений писателя, имеющихся в фонде библиотеки. Часть книгиз личной библиотеки писателя. В ходе лекции школьники узнают, в каких странах, на каких языках издавались книги писателя, а также о тех, кто переводил произведения писателя.

• Огненные мили северных конвоев: лекция (9-11 кл.)»

В лекции рассказывается о союзных конвоях, которые в годы Великой Отечественной войны доставляли в Архангельск жизненно необходимые для страны грузы, о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться во время этих переходов, которые иностранные моряки называли «прогулками в холодный угол ада», о героическом труде архангельских портовиков и ремонтников, на чьи плечи легла основная задача по скорейшей разгрузке и ремонту кораблей.

• «И почерк поэта, и почерк штыка». Северные писатели-фронтовики: лекция (9-11 кл.)»

Лекция познакомит с военной лирикой Фёдора Ширшова, Сергея Баренца, Владимира Мусикова, Ивана Молчанова, Владимира Жилкина. Слушатели узнают о творческой судьбе поэтов, об их боевом пути и наградах, услышат фрагменты их стихотворений.

• «Принимаю ответственность на себя»: жизнь и судьба адмирала Н. Г. Кузнецова: лекция (9-11 кл.)»

«Человек несгибаемой воли» - так говорили о Николае Герасимовиче его коллеги и друзья. Ему выпала поразительная, необычная судьба. Она не раз испытала его на прочность и профессиональную зрелость. Удары ее он принял и перенес как неизбежное испытание, не уронив высокое звание Человек. На лекции гости познакомятся с жизнью и военной судьбой Николая Герасимовича.

 

ИСТОРИЯ

• Маршрут наметил Ломоносов: тематический урок (8-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией об истории исследования и освоения Северного морского пути, начиная с экспедиции В. Я. Чичагова вплоть до XXI века.

• Ледовый капитан Владимир Воронин: тематический урок (8-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о капитане дальнего плавания, участнике первых Карских экспедиций.

• Хорошо ли ты знаешь свой город: викторина (8-11 кл.) »

Викторина, посвященная истории и современности Архангельска.

• Имя Ломоносова на карте Архангельск: тематический урок (7-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о местах в городе, которые связаны с именем нашего великого земляка.

• Безвестные предки, именитые потомки М. В. Ломоносова: тематический урок (9-11 кл.) »

Предки и потомки М.В. Ломоносова представляют различные российские сословия – это и аристократы, и служилое дворянство, и духовенство, и крестьяне, и разночинцы. В лекции слушатели узнают о его родстве с людьми, прославившими имя своё на ратной ниве и с запечатлевшими прозвание рода в литературном творчестве, с государственными деятелями и учёными.

• Архангельск – город воинской славы: тематический урок (9-11 кл.) »

В декабре 2009 г. Президент Д. А. Медведев подписал указ о присвоении городу Архангельску высокого звания «Город воинской славы». В лекции рассказывается о том, почему город удостоен такого звания.

• Огненные мили северных конвоев: тематический урок (9-11 кл.) »

В лекции рассказывается о союзных конвоях, которые в годы Великой Отечественной войны доставляли в Архангельск жизненно необходимые для страны грузы, о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться во время этих переходов, которые иностранные моряки называли «прогулками в холодный угол ада», о героическом труде архангельских портовиков и ремонтников, на чьи плечи легла основная задача по скорейшей разгрузке и ремонту кораблей.

• Принимаю ответственность на себя: жизнь и судьба адмирала Н. Г. Кузнецова»: тематический урок (9-11 кл.) »

«Человек несгибаемой воли» - так говорили о Николае Герасимовиче его коллеги и друзья. Ему выпала поразительная, необычная судьба. Она не раз испытала его на прочность и профессиональную зрелость. Удары ее он принял и перенес как неизбежное испытание, не уронив высокое звание Человек. На лекции гости познакомятся с жизнью и военной судьбой Николая Герасимовича.

• Чёрный хлеб, что слаще сдоб: тематический урок (7-11 кл.) »

Лекция посвящена снабжению продовольствием военного Архангельска. На территории города не шли бои, но его жители заплатили за Победу высокую цену. Они трудились, не взирая на голод и лишения, умирали, но не сдавались. Слушатели узнают, какова была повседневная жизнь горожан в годы войны и как пережил Архангельск эти трудные дни.

• Орлята стальных кораблей: тематический урок (7-11 кл.) »

Читатели познакомятся с работой Школы юнг Северного флота на всех этапах ее существования с момента создания до передислокации с Соловецкого архипелага в город Кронштадт в сентябре 1945 года, а также с биографиями руководителей и наиболее известных выпускников-юнгашей. Продовольственное обеспечение и быт курсантов, учебные занятия и военная подготовка, морская практика и выработка профессиональных навыков, художественная самодеятельность и спортивные состязания – обо всех этих сторонах жизни мальчишек-курсантов узнают слушатели лекции.

• Василий Васильевич Крестинин – основатель архангельского «Общества для исторических исследований»: тематический урок (9-11 кл.) »

Исторические труды Василия Крестинина вошли в золотой фонд отечественной истории, а сам историк был удостоен избрания корреспондентом (1786 г.) и почётным членом (1790 г.) Санкт- Петербургской академии наук. Главные исторические заслуги В. В. Крестинина – выявление и сохранение для потомков важных старинных документов об Архангельске и Двинском крае до XVIII века, передача их в Академию наук.

• «Два капитана»: исторические прототипы»: тематический урок (9-11 кл.) »

Основой для истории о капитане Татаринове и его пропавшей экспедиции стали три арктических похода, предпринятых россиянами в 1912 году. Лекция посвящена тому, что это были за экспедиции, как они проходили, кто из отечественных героев освоения Арктики стал прототипом штурмана Климова и капитана Татаринова.

• Женские персоналии в истории России: тематический урок (7-11 кл.) »

Тематический урок о вкладе женщин в историю и культуру России.

• Он сказал: «Поехали!»: тематический урок (7-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о полете первого человека в космос.

• Шторм» викторина (8-11 кл.) »

Викторина о главных морских портах мира.

• Эпоха Петра Великого: викторина (8-11 кл.) »

Викторина посвящена биографии первого российского императора.

• Недаром помнит вся Россия про день Бородина!: тематический урок (7-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией к 185-летию создания легендарного стихотворения и о событиях 1812 года.

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

• Интересные факты о Великой Отечественной Войне: тематический урок (6-11 кл.)»

Тематический урок ко Дню Великой Победы

• Юные герои сороковых: тематический урок (7-8 кл.)»

Тематический урок с презентацией о детях-героях ВОВ

• Снайпер Роза Шанина: урок мужества (7-9 кл.)»

Тематический урок с презентацией о жизни и подвигах выдающейся северянки. Мероприятие сопровождает электронная презентация, на слайдах которой представлены фронтовые фотографии девушки и отрывки из ее дневника.

• Чёрный хлеб, что слаще сдоб: лекция (7-11 кл.)»

Лекция посвящена снабжению продовольствием военного Архангельска. На территории города не шли бои, но его жители заплатили за Победу высокую цену. Они трудились, не взирая на голод и лишения, умирали, но не сдавались. Слушатели узнают, какова была повседневная жизнь горожан в годы войны и как пережил Архангельск эти трудные дни.

• Орлята стальных кораблей: лекция (7-11 кл.)»

Читатели познакомятся с работой Школы юнг Северного флота на всех этапах ее существования с момента создания до передислокации с Соловецкого архипелага в город Кронштадт в сентябре 1945 года, а также с биографиями руководителей и наиболее известных выпускников-юнгашей. Продовольственное обеспечение и быт курсантов, учебные занятия и военная подготовка, морская практика и выработка профессиональных навыков, художественная самодеятельность и спортивные состязания – обо всех этих сторонах жизни мальчишек-курсантов узнают слушатели лекции.

• Подвиг Сталинграда бессмертен: тематический урок (8-11 кл.)»

Тематический урок с презентацией об обороне Сталинграда

• Покуда сердца стучатся, помните!»: викторина (8-11 кл.)»

Викторина ко Дню Великой Победы

• Архангельск – город воинской славы: лекция (9-11 кл.) »

В декабре 2009 г. Президент Д. А. Медведев подписал указ о присвоении городу Архангельску высокого звания «Город воинской славы». В лекции рассказывается о том, почему город удостоен такого звания.

• Огненные мили северных конвоев: лекция (9-11 кл.)»

В лекции рассказывается о союзных конвоях, которые в годы Великой Отечественной войны доставляли в Архангельск жизненно необходимые для страны грузы, о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться во время этих переходов, которые иностранные моряки называли «прогулками в холодный угол ада», о героическом труде архангельских портовиков и ремонтников, на чьи плечи легла основная задача по скорейшей разгрузке и ремонту кораблей.

• Фронтовые поэты: ваши жизни война рифмовала: тематический урок (9-11 кл.)»

Тематический урок с презентацией о поэтах фронтовой поры

• Огненные мили северных конвоев: лекция (9-11 кл.)»

В лекции рассказывается о союзных конвоях, которые в годы Великой Отечественной войны доставляли в Архангельск жизненно необходимые для страны грузы, о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться во время этих переходов, которые иностранные моряки называли «прогулками в холодный угол ада», о героическом труде архангельских портовиков и ремонтников, на чьи плечи легла основная задача по скорейшей разгрузке и ремонту кораблей.

• «И почерк поэта, и почерк штыка». Северные писатели-фронтовики: лекция (9-11 кл.)»

Лекция познакомит с военной лирикой Фёдора Ширшова, Сергея Баренца, Владимира Мусикова, Ивана Молчанова, Владимира Жилкина. Слушатели узнают о творческой судьбе поэтов, об их боевом пути и наградах, услышат фрагменты их стихотворений.

• «Принимаю ответственность на себя» – жизнь и судьба адмирала Н. Г. Кузнецова: лекция (9-11 кл.)»

«Человек несгибаемой воли»так говорили о Николае Герасимовиче его коллеги и друзья. Ему выпала поразительная, необычная судьба. Она не раз испытала его на прочность и профессиональную зрелость. Удары ее он принял и перенес как неизбежное испытание, не уронив высокое звание Человек. На лекции гости познакомятся с жизнью и военной судьбой Николая Герасимовича.

 

ИСКУССТВО

• Остановись, мгновение!: тематический урок (8-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией об истории возникновения и развития искусства фотографии.

• Знакомьтесь, виниловая пластинка!: беседа (5-11 кл.) »

История виниловой пластинки.

• М. В. Ломоносов и изобразительное искусство: лекция (9-11 кл.) »

Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства. С нуля он сумел создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мастерами мозаики, подарил России новый жанр изобразительного искусства. Обо всех достижениях Ломоносовахудожника будет рассказано на лекции.

• Истории для театра: обзор книг (4-5 кл.) »

Обзор детских книг, рассказывающих о выдающихся постановках начала 20 века, таких как «Федра», «Синяя птица», «Принцесса Брамбилла» и др.

• Иллюстраторы детской книги: обзор книг (4-5 кл.) »

Обзор книг о детских художниках-иллюстраторах, таких как Владимир Конашевич, Виктор Чижиков, Татьяна Маврина и др. Презентация с примерами известных работ авторов.

 

ЛИТЕРАТУРА

• Обсуждение повести Ф.А. Абрамова «Безотцовщина»: беседа (7-11 кл.) »

Слово Фёдора Абрамова, его заветы и предостережения звучат сегодня как никогда современно. Как творчество писателя воспринимается современными читателями, понимаем ли мы заветы, которые автор оставил в своих произведениях? На эти вопросы позволят ответить встречи, посвященные обсуждению произведений автора. Приглашаем на обсуждение повести «Безотцовщина», в которой становление личности подростка, его постепенное нравственное «выпрямление», взросление показано Абрамовым с убедительным психологическим мастерством. На встрече и юным читателям, и педагогам, и библиотекарям будет интересно и важно вместе поразмышлять над текстом северного автора, поделиться впечатлениями. Участники прочтут отдельные фрагменты произведения и ответят на ряд вопросов, помогающих увидеть внутренние изменения героя-подростка и понять смысл названия. Для участия необходимо предварительно прочесть повесть «Безотцовщина».

• Обсуждение повести Михаила Попова «Берестяная грамота»: беседа (5-6 кл.) »

В ходе обсуждения участники обменяются впечатлениями от прочтения, вспомнят наиболее яркие эпизоды, обратят внимание на язык повести и авторское оформление. Для участия необходимо предварительно прочесть повесть «Берестяная грамота».

• Достоевский – первый блогер: лекция-беседа (8-11 кл.) »

Лекция-беседа, посвященная «Дневнику писателя»знаменитому журналу, создателем которого был Достоевский. Учащиеся узнают, что связывает журнал Достоевского и современные блоги, каким образом автор сумел привлечь и удерживать интерес своей аудитории на протяжении многих лет, и кто был главным помощником и вдохновителем Достоевского, но так и остался в тени.

• Все начинается с любви: тематический урок (8-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о любви и верности на страницах художественной литературы.

• «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»: тематический урок (9-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о жизни и творчестве К. М. Симонова.

• Главная книга – 2021: обзор книг (10-11 кл.) »

Обзор книг лауреатов российских литературных премий 2021 года.

• Книга для семейного чтения»: обзор книг (8-11 кл.) »

Обзор литературы для чтения всей семьей.

• Young adult: молодежная литература для всех: обзор книг (8-11 кл.) »

Обзор с презентацией о тенденциях современной молодежной литературы и новинках жанра Young adult.

• Милосердие начинается с тебя: обзор книг (8-11 кл.) »

Обзор с презентацией о добре и милосердии в произведениях отечественных и зарубежных писателей.

• Достоевский: знакомый и незнакомый: литературная игра (10-11 кл.) »

Интеллектуальная игра (по типу «Своей игры»), посвященная биографии Ф. М. Достоевского.

• Игра в классики: литературная игра (8-11 кл.) »

Литературная игра, посвященная русским и зарубежным художественным произведениям.

• Зашифрованный Гоголь: литературная игра (10-11 кл.) »

Настольная литературная игра по произведениям Гоголя.

• По следам Чичикова: литературная игра (8-11 кл.) »

Литературная игра в формате «Своей игры», посвященная образам помещиков в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души».

• Война и мир: литературная игра (10-11 кл.) »

Литературная игра в формате «Своей игры», посвященная образам героев произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».

• КВН-урок «Волшебные истории»: литературная игра (7-9 кл.) »

Командная игра, посвященная борьбе добра и зла в книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».

• Гарри Поттер: мир магии и мир реальности: литературная игра (6-11 кл.) »

Игра (командная викторина) основана на серии романов английской писательницы Джоан Роулинг о приключениях Гарри Поттер. Состоит из семнадцати заданий, призванных проверить не только знания игроков о сюжетах и персонажах книг, но и их знания в области иностранных языков, географии, математики, мировой литературы и др.

• Корней Иванович переводит: беседа (8-11 кл.) »

В ходе беседы слушатели узнают о вкладе, который знаменитый детский писатель К.И. Чуковский, в юношеском возрасте самостоятельно освоивший английский язык, внёс как в практику художественного перевода в Россиипереводя самостоятельно и занимаясь редактурой чужих переводов целой вереницы англоязычных авторов, так и в его теориюсоздав, по сути, первую русскую книгу, осмысляющую художественный перевод как вид деятельности"Высокое искусство".

• Сказка о двух братьях: тематический урок и викторина (2-5 кл.) »

Тематический урок с презентацией о жизни братьев Гримм и их сказках.

• Тайны сказок Шарля Перро: тематический урок (2-5 кл.) »

Тематический урок с презентацией о сказках Шарля Перро и об истории их создания.

• Сказки Василисы Премудрой: литературная игра (2-5 кл.) »

Викторина по русским народным сказкам.

• Истории для театра: обзор книг (4-5 кл.) »

Обзор детских книг, рассказывающих о выдающихся постановках начала 20 века, таких как «Федра», «Синяя птица», «Принцесса Брамбилла» и др.

• Иллюстраторы детской книги: обзор книг (4-5 кл.) »

Обзор книг о детских художниках-иллюстраторах, таких как Владимир Конашевич, Виктор Чижиков, Татьяна Маврина и др. Презентация с примерами известных работ авторов.

 

СТРАНОВЕДЕНИЕ

• По странам и континентам: викторина (7-11 кл.) »

Викторина о традициях и культуре стран мира.

• Вокруг света: викторина (8-11 кл.) »

Викторина о культуре, истории и традициях трех стран в разных точках планеты – Япония, Канада и Австралия.

• Праздники Соединенных Штатов Америки: викторина (8-11 кл.) »

Викторина о главных праздниках США, их особенностях и истории.

• Страна трех корон: викторина (8-11 кл.) »

Викторина об истории, культуре и традициях Швеции.

• Чудеса в декабре: викторина (8-11 кл.) »

Викторина об истории и традициях празднования Рождества в англоязычных странах.

• Место английского языка в современном мире: беседа (6-11 кл.) »

Беседа в кратком формате раскрывает для слушателей сущность английского языка с различных точек зрения: его положение относительно других языков мира, количество и состав носителей, история развития и т.д., а также затрагивает некоторые аспекты изучения английского языка в условиях формального и неформального образования.

• Шотландия: маленькая и бесконечная: викторина (6-11 кл.) »

Викторина посвящена различным аспектам истории, географии и культуры Шотландии. Каждый вопрос предполагает работу с предложенными вариантами ответа и сопровождается страноведческим комментарием, поэтому данная игра прекрасно подходит как для проверки знаний игроков, так и для их знакомства с Шотландией.

• Языковая игротека FUNGLISH: настольные игры (6-11 кл.) »

Настольные игры (Scrabbles, UpWords и FUNglish) на английском языке, направленные на развитие и проверку словарного запаса читателей. Примечание: не более 12 человек в группе.

 

ДРУГИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

• Жизнь без наркотиков: тематический урок (8-11 кл.) »

Тематический урок о вреде употребления наркотиков и алкоголя, пропаганде здорового образа жизни.

• Жизнь вне зависимости: тематический урок (7-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о вреде алкоголя.

• Сохраним планету вместе!: тематический урок (7-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о глобальной экологической проблеме современности, которая несет угрозу для здоровья людей.

• Тайм-менеджмент для подростков: тематический урок (8-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о планировании времени во время подготовки к экзаменам.

• Открой свое сердце!: тематический урок (8-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией про волонтеров и волонтерское движение.

• Знатоки русского языка: турнир (8-11 кл.) »

Турнир по изученному материалу, касающемуся таких разделов русского языка, как орфоэпия и грамматика, лексикология и фразеология. В сценарии мероприятия используются межпредметные связи с литературой. Количество команд – от 2 до 5. Количество участников в команде – от 4 до 6.

• Народы России: викторина (8-11 кл.) »

Викторина посвящена традиции и культурам народов России.

• Семь способов заслужить уважение людей при общении: беседа (1-5 кл.) »

Тематический урок с презентацией о семи главных правилах этикета для детей, которые помогут стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком.

• Новогодняя мозаика: интеллектуальная игра (8-11 кл.) »

Интеллектуальная игра (по типу Своей игры), посвященная традициям празднования Нового года.

 

 

БЕСЕДЫ

• Северный кормщик слова: жизнь и творчество Бориса Шергина (7-11 кл.)»

По-разному величали его при жизни: замечательным советским писателем, поэтической душой Севера, волшебником русской речи, сказителем, самобытным, ни на кого не похожим писателем. На встрече вы познакомитесь с жизнью и творчеством Бориса Викторовича Шергина.

• Чародей Севера: страницы жизни Степана Писахова (7-11 кл.)»

Нет другого такого русского писателя со столь говорящими именем и фамилией. Простое сочетание «Степан Писахов. Морожены песни» – и мы оказываемся в уникальном мире русского Севера, наполненном мягким юмором, неповторимым образным мышлением замечательного художника и сказителя. На встрече вы познакомитесь с жизнью и творчеством Степана Григорьевича Писахова.

• Обсуждение повести Ф.А. Абрамова «Безотцовщина» (7-11 кл.) »

Слово Фёдора Абрамова, его заветы и предостережения звучат сегодня как никогда современно. Как творчество писателя воспринимается современными читателями, понимаем ли мы заветы, которые автор оставил в своих произведениях? На эти вопросы позволят ответить встречи, посвященные обсуждению произведений автора. Приглашаем на обсуждение повести «Безотцовщина», в которой становление личности подростка, его постепенное нравственное «выпрямление», взросление показано Абрамовым с убедительным психологическим мастерством. На встрече и юным читателям, и педагогам, и библиотекарям будет интересно и важно вместе поразмышлять над текстом северного автора, поделиться впечатлениями. Участники прочтут отдельные фрагменты произведения и ответят на ряд вопросов, помогающих увидеть внутренние изменения героя-подростка и понять смысл названия. Для участия необходимо предварительно прочесть повесть «Безотцовщина».

• Обсуждение повести Михаила Попова «Берестяная грамота» (5-6 кл.) »

В ходе обсуждения участники обменяются впечатлениями от прочтения, вспомнят наиболее яркие эпизоды, обратят внимание на язык повести и авторское оформление. Для участия необходимо предварительно прочесть повесть «Берестяная грамота».

• Достоевский – первый блогер (8-11 кл.) »

Лекция-беседа, посвященная «Дневнику писателя»знаменитому журналу, создателем которого был Достоевский. Учащиеся узнают, что связывает журнал Достоевского и современные блоги, каким образом автор сумел привлечь и удерживать интерес своей аудитории на протяжении многих лет, и кто был главным помощником и вдохновителем Достоевского, но так и остался в тени.

• Знакомьтесь, виниловая пластинка! (5-11 кл.) »

История виниловой пластинки.

• Корней Иванович переводит (8-11 кл.) »

В ходе беседы слушатели узнают о вкладе, который знаменитый детский писатель К.И. Чуковский, в юношеском возрасте самостоятельно освоивший английский язык, внёс как в практику художественного перевода в Россиипереводя самостоятельно и занимаясь редактурой чужих переводов целой вереницы англоязычных авторов, так и в его теориюсоздав, по сути, первую русскую книгу, осмысляющую художественный перевод как вид деятельности"Высокое искусство".

• Место английского языка в современном мире (6-11 кл.) »

Беседа в кратком формате раскрывает для слушателей сущность английского языка с различных точек зрения: его положение относительно других языков мира, количество и состав носителей, история развития и т.д., а также затрагивает некоторые аспекты изучения английского языка в условиях формального и неформального образования.

• Семь способов заслужить уважение людей при общении (1-5 кл.) »

Беседа с презентацией о семи главных правилах этикета для детей, которые помогут стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком.

 

ЛЕКЦИИ

• Чёрный хлеб, что слаще сдоб (7-11 кл.)»

Лекция посвящена снабжению продовольствием военного Архангельска. На территории города не шли бои, но его жители заплатили за Победу высокую цену. Они трудились, не взирая на голод и лишения, умирали, но не сдавались. Слушатели узнают, какова была повседневная жизнь горожан в годы войны и как пережил Архангельск эти трудные дни.

• Орлята стальных кораблей (7-11 кл.)»

Читатели познакомятся с работой Школы юнг Северного флота на всех этапах ее существования с момента создания до передислокации с Соловецкого архипелага в город Кронштадт в сентябре 1945 года, а также с биографиями руководителей и наиболее известных выпускников-юнгашей. Продовольственное обеспечение и быт курсантов, учебные занятия и военная подготовка, морская практика и выработка профессиональных навыков, художественная самодеятельность и спортивные состязания – обо всех этих сторонах жизни мальчишек-курсантов узнают слушатели лекции.

• Безвестные предки, именитые потомки М.В. Ломоносова (9-11 кл.) »

Предки и потомки М.В. Ломоносова представляют различные российские сословия – это и аристократы, и служилое дворянство, и духовенство, и крестьяне, и разночинцы. В лекции слушатели узнают о его родстве с людьми, прославившими имя своё на ратной ниве и с запечатлевшими прозвание рода в литературном творчестве, с государственными деятелями и учёными.

• М.В. Ломоносов – отец русской поэзии (9-11 кл.) »

Лекция посвящена М.В. Ломоносову как преобразователю русского литературного языка и русской поэзии. Она рассказывает, к каким источникам Ломоносов обращался в поисках пути самостоятельного литературного творчества, когда и как раскрылся его поэтический талант.

• М.В. Ломоносов и изобразительное искусство (9-11 кл.)»

Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства. С нуля он сумел создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мастерами мозаики, подарил России новый жанр изобразительного искусства. Обо всех достижениях Ломоносова-художника будет рассказано на лекции.

• Василий Васильевич Крестинин – основатель архангельского «Общества для исторических исследований» (9-11 кл.)»

Исторические труды Василия Крестинина вошли в золотой фонд отечественной истории, а сам историк был удостоен избрания корреспондентом (1786 г.) и почётным членом (1790 г.) Санкт- Петербургской академии наук. Главные исторические заслуги В. В. Крестинина – выявление и сохранение для потомков важных старинных документов об Архангельске и Двинском крае до XVIII века, передача их в Академию наук.

• Домашняя библиотека жителя Немецкой слободы Архангельска (9-11 кл.) »

Хотите узнать больше о жителях Немецкой слободы? О том, какое место занимало чтение в их жизни? Любили ли читать купцы и лесопромышленники и находили ли они для этого время? Какие книги были особенно любимы в семьях архангельских иностранцев? Читали ли по вечерам? И на каком языке? Как покупали, доставали, получали книги в то время? Пользовались ли популярностью газеты и журналы? С помощью каких книг развлекали гостей? Об этом и многом другом можно узнать во время встречи.

• Сийское Евангелие – памятник культуры XVII века (9-11 кл.) »

Лекция познакомит зрителей с историей создания и бытовании Сийского Евангелия. Будет рассказано о его связи с Антониево-Сийским монастырем, о содержании и художественном оформлении книжного памятника.

• Сказ о Ксении Гемп (9-11 кл.)»

Лекция посвящена жизни ученого-биолога, географа, фольклориста, почетного гражданина города Ксении Гемп. В её судьбе, как в зеркале, отразился весь ХХ век.

• «Два капитана»: исторические прототипы (9-11 кл.)»

Основой для истории о капитане Татаринове и его пропавшей экспедиции стали три арктических похода, предпринятых россиянами в 1912 году. Лекция посвящена тому, что это были за экспедиции, как они проходили, кто из отечественных героев освоения Арктики стал прототипом штурмана Климова и капитана Татаринова.

• Жизнь и творчество Федора Абрамова (9-11 кл.)»

Лекция подготовлена по материалам исследований известных литературоведов и критиков – А. М. Туркова, И. П. Золотусского, Ш. З. Галимова, А. И. Овчаренко, Л. В. Крутиковой-Абрамовой и др. – освещающих многопроблемность произведений писателя, суть его духовных и нравственных исканий.

• Round and About: о переводе на английский язык очерка Ф. Абрамова «Вокруг да около» (9-11 кл.)»

В основе лекцииистория перевода очерка Федора Абрамова «Вокруг да около» в США и Великобритании. Школьники узнают о том, сколько всего существует переводов очерка на английский язык, кто работал над этими переводами, и чем результаты их работы отличаются друг от друга.

• Abramov Abroad: Переводы произведений Фёдора Абрамова (9-11 кл.)»

Лекция разработана на основе изучения переведенных на иностранные языки произведений писателя, имеющихся в фонде библиотеки. Часть книгиз личной библиотеки писателя. В ходе лекции школьники узнают, в каких странах, на каких языках издавались книги писателя, а также о тех, кто переводил произведения писателя.

• «И почерк поэта, и почерк штыка». Северные писатели-фронтовики (9-11 кл.)»

Лекция познакомит с военной лирикой Фёдора Ширшова, Сергея Баренца, Владимира Мусикова, Ивана Молчанова, Владимира Жилкина. Слушатели узнают о творческой судьбе поэтов, об их боевом пути и наградах, услышат фрагменты их стихотворений.

• «Принимаю ответственность на себя»: жизнь и судьба адмирала Н. Г. Кузнецова (9-11 кл.)»

«Человек несгибаемой воли» - так говорили о Николае Герасимовиче его коллеги и друзья. Ему выпала поразительная, необычная судьба. Она не раз испытала его на прочность и профессиональную зрелость. Удары ее он принял и перенес как неизбежное испытание, не уронив высокое звание Человек. На лекции гости познакомятся с жизнью и военной судьбой Николая Герасимовича.

• Архангельск – город воинской славы (9-11 кл.) »

В декабре 2009 г. Президент Д. А. Медведев подписал указ о присвоении городу Архангельску высокого звания «Город воинской славы». В лекции рассказывается о том, почему город удостоен такого звания.

• Огненные мили северных конвоев: лекция (9-11 кл.)»

В лекции рассказывается о союзных конвоях, которые в годы Великой Отечественной войны доставляли в Архангельск жизненно необходимые для страны грузы, о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться во время этих переходов, которые иностранные моряки называли «прогулками в холодный угол ада», о героическом труде архангельских портовиков и ремонтников, на чьи плечи легла основная задача по скорейшей разгрузке и ремонту кораблей.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ УРОКИ

• Море - наше поле (7-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о быте и культуре поморов

• Имя Ломоносова на карте Архангельска (7-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о местах в городе, которые связаны с именем нашего великого земляка.

• Начало: детство и юность М.В. Ломоносова (7-11 кл.) »

Михаил Ломоносов родился на Русском Севере. О том, что окружало М.В. Ломоносова в пору его юности, начиная, с северной природы и заканчивая особенностями народной культуры, будет рассказано в рамках лекции. То, что видел и впитывал Михаил Васильевич в отчем крае, определило его историческое и национальное своеобразие.

• Козьма Прутков: писатель, которого не было (8-11 кл.)»

Тематический урок с презентацией о нашем знаменитом «земляке», поэте, появившемуся на свет благодаря мистификации, розыгрышу, гениальной шутке братьев Жемчужниковых и А. К. Толстого

• Маршрут наметил Ломоносов (8-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией об истории исследования и освоения Северного морского пути, начиная с экспедиции В. Я. Чичагова вплоть до XXI века.

• Ледовый капитан Владимир Воронин (8-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о капитане дальнего плавания, участнике первых Карских экспедиций.

• Женские персоналии в истории России (7-11 кл.) »

Тематический урок о вкладе женщин в историю и культуру России.

• Он сказал: «Поехали!» (7-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о полете первого человека в космос.

• Недаром помнит вся Россия про день Бородина! (7-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией к 185-летию создания легендарного стихотворения и о событиях 1812 года.

• Интересные факты о Великой Отечественной Войне (6-11 кл.)»

Тематический урок ко Дню Великой Победы

• Юные герои сороковых (7-8 кл.)»

Тематический урок с презентацией о детях-героях ВОВ

• Снайпер Роза Шанина: урок мужества (7-9 кл.)»

Тематический урок с презентацией о жизни и подвигах выдающейся северянки. Мероприятие сопровождает электронная презентация, на слайдах которой представлены фронтовые фотографии девушки и отрывки из ее дневника.

• Подвиг Сталинграда бессмертен (8-11 кл.)»

Тематический урок с презентацией об обороне Сталинграда

• Все начинается с любви (8-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о любви и верности на страницах художественной литературы.

• «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» (9-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о жизни и творчестве К. М. Симонова.

• Фронтовые поэты: ваши жизни война рифмовала (9-11 кл.)»

Тематический урок с презентацией о поэтах фронтовой поры

• Остановись, мгновение! (8-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией об истории возникновения и развития искусства фотографии.

• Сказка о двух братьях: тематический урок и викторина (2-5 кл.) »

Тематический урок с презентацией о жизни братьев Гримм и их сказках.

• Тайны сказок Шарля Перро (2-5 кл.) »

Тематический урок с презентацией о сказках Шарля Перро и об истории их создания.

• Жизнь без наркотиков (8-11 кл.) »

Тематический урок о вреде употребления наркотиков и алкоголя, пропаганде здорового образа жизни.

• Жизнь вне зависимости (7-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о вреде алкоголя.

• Сохраним планету вместе! (7-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о глобальной экологической проблеме современности, которая несет угрозу для здоровья людей.

• Тайм-менеджмент для подростков (8-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией о планировании времени во время подготовки к экзаменам.

• Открой свое сердце! (8-11 кл.) »

Тематический урок с презентацией про волонтеров и волонтерское движение.

 

ИГРЫ, ВИКТОРИНЫ

• Хорошо ли ты знаешь свой город?: викторина (8-11 кл.)»

Викторина, посвященная истории и современности Архангельска

• Шторм» викторина (8-11 кл.) »

Викторина о главных морских портах мира.

• Эпоха Петра Великого: викторина (8-11 кл.) »

Викторина посвящена биографии первого российского императора.

• Покуда сердца стучатся, помните!»: викторина (8-11 кл.)»

Викторина ко Дню Великой Победы

• Достоевский: знакомый и незнакомый: литературная игра (10-11 кл.) »

Интеллектуальная игра (по типу «Своей игры»), посвященная биографии Ф. М. Достоевского.

• Игра в классики: литературная игра (8-11 кл.) »

Литературная игра, посвященная русским и зарубежным художественным произведениям.

• Зашифрованный Гоголь: литературная игра (10-11 кл.) »

Настольная литературная игра по произведениям Гоголя.

• По следам Чичикова: литературная игра (8-11 кл.) »

Литературная игра в формате «Своей игры», посвященная образам помещиков в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души».

• Война и мир: литературная игра (10-11 кл.) »

Литературная игра в формате «Своей игры», посвященная образам героев произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».

• КВН-урок «Волшебные истории»: литературная игра (7-9 кл.) »

Командная игра, посвященная борьбе добра и зла в книге Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».

• Гарри Поттер: мир магии и мир реальности: литературная игра (6-11 кл.) »

Игра (командная викторина) основана на серии романов английской писательницы Джоан Роулинг о приключениях Гарри Поттер. Состоит из семнадцати заданий, призванных проверить не только знания игроков о сюжетах и персонажах книг, но и их знания в области иностранных языков, географии, математики, мировой литературы и др.

• Чудеса в декабре: викторина (8-11 кл.) »

Викторина об истории и традициях празднования Рождества в англоязычных странах.

• Знатоки русского языка: турнир (8-11 кл.) »

Турнир по изученному материалу, касающемуся таких разделов русского языка, как орфоэпия и грамматика, лексикология и фразеология. В сценарии мероприятия используются межпредметные связи с литературой. Количество команд – от 2 до 5. Количество участников в команде – от 4 до 6.

• Народы России: викторина (8-11 кл.) »

Викторина посвящена традиции и культурам народов России.

• Новогодняя мозаика: интеллектуальная игра (8-11 кл.) »

Интеллектуальная игра (по типу Своей игры), посвященная традициям празднования Нового года.

• Сказки Василисы Премудрой: литературная игра (2-5 кл.) »

Викторина по русским народным сказкам.

• По странам и континентам: викторина (7-11 кл.) »

Викторина о традициях и культуре стран мира.

• Вокруг света: викторина (8-11 кл.) »

Викторина о культуре, истории и традициях трех стран в разных точках планеты – Япония, Канада и Австралия.

• Праздники Соединенных Штатов Америки: викторина (8-11 кл.) »

Викторина о главных праздниках США, их особенностях и истории.

• Страна трех корон: викторина (8-11 кл.) »

Викторина об истории, культуре и традициях Швеции.

• Шотландия: маленькая и бесконечная: викторина (6-11 кл.) »

Викторина посвящена различным аспектам истории, географии и культуры Шотландии. Каждый вопрос предполагает работу с предложенными вариантами ответа и сопровождается страноведческим комментарием, поэтому данная игра прекрасно подходит как для проверки знаний игроков, так и для их знакомства с Шотландией.

• Языковая игротека FUNGLISH: настольные игры (6-11 кл.) »

Настольные игры (Scrabbles, UpWords и FUNglish) на английском языке, направленные на развитие и проверку словарного запаса читателей. Примечание: не более 12 человек в группе.

 

КНИЖНЫЕ  ОБЗОРЫ

• Истории для театра (4-5 кл.) »

Обзор детских книг, рассказывающих о выдающихся постановках начала 20 века, таких как «Федра», «Синяя птица», «Принцесса Брамбилла» и др.

• Иллюстраторы детской книги (4-5 кл.) »

Обзор книг о детских художниках-иллюстраторах, таких как Владимир Конашевич, Виктор Чижиков, Татьяна Маврина и др. Презентация с примерами известных работ авторов.

• Книга для семейного чтения» (8-11 кл.) »

Обзор литературы для чтения всей семьей.

• Young adult: молодежная литература для всех (8-11 кл.) »

Обзор с презентацией о тенденциях современной молодежной литературы и новинках жанра Young adult.

• Милосердие начинается с тебя (8-11 кл.) »

Обзор с презентацией о добре и милосердии в произведениях отечественных и зарубежных писателей.