Наследие Аввакума

В 2020 году отмечается 400 лет со дня рождения самого известного противоборца и праведника, великого пустозерского страдальца Аввакума. Рожденный на Нижегородской земле, он прошел длинный путь от придворного ревнителя благочестия до бунтовщика, сожженного на костре.

Более подробно с жизнью и деятельностью протопопа Аввакума вы можете познакомиться на портале "Культурное наследие Архангельского Севера", а расширить свои знания можно в игре, которая познакомит вас с историческими персонажами того времени.

1. О ком писал Аввакум?


2. Кто этот человек?


3. Старообрядцы и их символы

Для информации

1. Аввакум Петров (Петрович) Кондратьев (1620-1682) – протопоп, писатель, наиболее видный деятель раннего старообрядчества.

2. Марковна – так в своем «Житии» протопоп Аввакум называет жену, Настасью Марковну (1628-1710).

3. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632-1675) – боярыня, сподвижница и духовная дочь протопопа Аввакума.

4. Лазарь – священник, деятель раннего старообрядчества, автор ряда религиозных трудов. С 1667 года находился в Пустозерской ссылке вместе с Аввакумом, Епифанием и Феодором.

5. Двоеперстие – одна из форм христианского перстосложения для совершения крестного знамения. Вопрос об отказе от двоеперстия (и замене его троепрестием) стал одним из основных разногласий между сторонниками и противниками церковной реформы в Русской Церкви второй половины XVII века.

6. Мезень – город на Севере России. В 1664-1666 годах место ссылки протопопа Аввакума.

7. Даурия – историческое название Забайкалья и западного Приамурья, место одной из ссылок протопопа Аввакума.

8. Епифаний – инок Соловецкого монастыря, противник церковных реформ патриарха Никона. С 1667 года находился в Пустозерской ссылке вместе с Аввакумом, Лазарем и Феодором.

9. Феодор Иванов, также Дьякон Феодор – деятель раннего старообрядчества, священник, автор исторических, агиографических, эпистолярных и богословских трудов. С 1667 г. находился в Пустозерской ссылке вместе с Аввакумом, Епифанием и Лазарем.

10. Лестовка – разновидность чёток в дораскольной Руси. После Раскола используется в основном старообрядцами. Внешне напоминает гибкую лестницу («лествицу») и символизирует лестницу духовного восхождения с земли на Небо.

11. Апокрифы – произведения религиозной литературы, не включенные в канон Церковью. После Раскола имели широкое хождение среди старообрядцев.

12. Соловки – на Соловецких островах имело место Соловецкое восстание (сидение) – многолетнее (1668-1676) вооруженное сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря церковным реформам патриарха Никона.

13. Пустозерск – древнейшее русское поселение на Печоре, в XVI-XVIII веках экономический, культурный и административный центр края. Место ссылки и казни протопопа Аввакума и его сподвижников.

14. Раскол – церковный раскол в Русской православной церкви во второй половине XVII века. Связан с реформами патриарха Никона, направленными на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими. Противники реформы были названы раскольниками и еретиками, позже стали называться более нейтрально – старообрядцы.