27.03.2023

В Добролюбовке состоялось путешествие «Москва–Архангельск»

В Добролюбовке завершился первый акт юбилейной акции «ЧтиТеатр». В этом году мы решили провести ее в два дня.

В первый день отправились в путешествие с Чеховым по маршруту «Москва – Архангельск. 1898–2023». Проводником в нашем театральном поезде стала библиотекарь Добролюбовки Марина Антипина. Она рассказала об истории создания Московского художественного театра, который в этом году отмечает 125-летие, а затем поделилась подробностями о работе МХТ над тремя спектаклями – «Чайка», «Дядя Ваня» и «Три сестры».

Наши приглашенные гости рассказали об этих постановках на архангельской сцене.

Первой слово взяла заведующая педагогической частью Архангельского театра кукол Марина Владимировна Мельницкая. Речь шла о кукольной «Чайке» (режиссер Дмитрий Лохов).  С ней артисты отправились на фестиваль «Рязанские смотрины». Марина Владимировна зачитала рецензию одной из газет с того выступления:

«За создание сценического пространства чеховской атмосферы надо ставить высший балл. Это тончайшая материя, которую ткать из слов, мизансцен, сценографии, музыки и работы с куклой целых три часа без четверти – архисложно. Редко встретишь такое трепетное отношение к чеховскому тексту».

К сожалению, «Чайка» давно ушла из репертуара Архангельского театра кукол и возродить этот спектакль не представляется возможным. Видеозаписей тоже не осталось, поэтому постановка продолжит жить в памяти тех, кому посчастливилось ее увидеть.

Продолжили разговор спектаклем «Дядя Ваня» Архангельского молодежного театра. Заведующая литературной частью Мария Атрощенко подчеркнула, что чеховские драмы сопровождали пановцев на протяжении всей их истории. Будучи театром-студией, они поставили в 1983-м году «Три сестры». Ирину играла молоденькая Наталья Малевинская, а Андрея Прозорова – Василий Николаевич Матонин. Это было первое, но не последнее обращение.

В 2018 году режиссер из Уфы Ильсур Казакбаев поставил «Чайку». Он вернулся в Архангельск снова, но уже в 2022 году, чтобы продолжить воплощать Чехова на архангельской сцене – тогда появился «Дядя Ваня». Естественно, без экспериментов не обошлось. Место действия – условный бункер, большой вопрос, как в нем оказались актеры.

«То ли вследствие, действительно, какой-то настоящей катастрофы, либо это катастрофа ментальная, либо это просто метафора, обозначающая их на каком-то жизненном распутье. Бессловесным спутником героев чеховской драмы стал персонаж чумного доктора в комбинезоне и маске, подобно той, что надевали врачи, лечащие от чумы в Средневековье», – отметила Мария Атрощенко. 

К слову, спектакль «Дядя Ваня» до сих пор в репертуаре Архангельского молодежного театра, ближайший показ будет в апреле, но купить на него билет – крайне сложно, потому что в зале меньше мест, чем обычно.

Завершили наше театральное путешествие разговором о спектакле «Три сестры» Архангельского театра драмы. Но сперва заведующая литературно-драматической частью Нина Борисовна Самойлович провела экскурс в историю и рассказала нам о постановках Чехова в Архангельске.

А затем завела разговор о «Трех сестрах» 2019 года. Спектакль появился в результате работы лаборатории «Рыбный обоз». Тогда режиссер из Санкт-Петербурга Глеб Володин показал фрагмент этого спектакля, идея всем понравилась, и постановка вошла в репертуар.

Нина Борисовна зачитала нам рецензию Людмилы Ашиток:

«Спектакль захватил. Три с лишним часа действия с двумя антрактами. Актеры и зрители сидят вперемешку, пьют и закусывают пирогами за одним столом, эпизоды разделяются вспышками моментальных фотографий на аппарате поручика Федотика. Актерский ансамбль великолепен».

Постановка в репертуаре Архангельского театра драмы.

Благодарим наших приглашенных экспертов за интересные истории и поздравляем с Международным днем театра.

Контактная информация: Центр культурных и просветительских программ.